Назад

Братская могила экипажа скоростного бомбардировщика

Опубликовано:

01/07/2019

Автор:

Чернышов Валерий Петрович

 Статья поисковика из Мурманской области Валерия Петровича Чернышова о работе по подъему самолета "СБ", которые производились в августе 1994 года. А также архивным изысканиям, благодаря которым удалось установить имена экипажа невернувшегося с боевого задания 27 июля 1941 года. 9 сентября 1994 года останки всех трёх членов экипажа бомбардировщика были захоронены с воинскими почестями возле обелиска при въезде в Заозёрск.


На въезде в город Заозёрск, рядом с вертолётной площадкой, возле памятника воинам, павшим в боях в годы Великой Отечественной войны, находится братская могила, где захоронены члены экипажа скоростного бомбардировщика (СБ)

IMG_7605 IMG_7603

лётчик – младший лейтенант Леонид Григорьевич ГОНЧАРЕНКО,

штурман – лейтенант Василий Степанович ЛАВРИЩЕВ и

стрелок-радист – младший сержант Павел Иванович ТУЛИН.

Пилот младший лейтенант Гончаренко Леонид Григорьевич  Штурман лейтенант Лаврищев Василий Степанович  Воздушный стрелок-радист младший сержант Тулин Павел Иванович

 

Но найдены и захоронены они были лишь спустя много лет после войны – в 1994 году.      

А началось всё с того, что более двадцати лет назад – в июне 1992 года, участники поисковой группы «Высота» из города Заозёрска Мурманской области наткнулись в заполярной тундре на обломки самолёта. Они были обнаружены на болоте в одном километре южнее железнодорожной станции Нял, расположенной в Кольском районе Мурманской области.

Врезавшись в заболоченную землю, самолёт полностью разрушился. Место падения представляло собой воронку овальной формы, заполненную мутной, почти чёрной, водой и густо заросшую травой по краям. Воронку окружали низенькие берёзки, среди которых, поблёскивая на солнце, лежали исковерканные обломки машины. Лишь ясная солнечная погода позволила случайно обнаружить место падения бомбардировщика.

В конце августа 1994 года поисковики организовали целую экспедицию по подъёму останков самолёта из болота. В первый же день работ вода из воронки была откачана до минимального уровня при помощи мотопомпы. Передвижение по дну образовавшейся ямы затруднял густой слой чёрной жидкой пульпы из торфа, толщиной около метра, напичканный обломками самолёта с острыми, как бритва, краями. Над воронкой стоял резкий запах бензина, вытекшего из баков самолёта при ударе о землю. Постепенно воронка была расчищена от хаотично наваленных друг на друга кусков металла. Неожиданно среди них показалась белая ткань – парашют, который был извлечён из воды в сложенном виде. Стропы его были аккуратно уложены в «соты». С одной стороны ‒ парашют обгорел. Стало понятно, что на самолёте погиб кто-то из лётчиков, а может быть – и весь экипаж. Вслед за ним, на поверхность удалось поднять бронеспинку, штурвал, а затем – и тело одного из лётчиков – пилота самолёта. Природные условия и особенности падения сохранили погибшего в том состоянии, в котором он находился на момент гибели: на нём были меховой комбинезон, унты, гимнастерка, кожаный ремень с армейской пряжкой.

Из карманов гимнастёрки были извлечены расчёска, носовой платок, несколько монет мелочью, а также комсомольский билет, все записи в котором размыло водой. Поэтому имя и фамилия погибшего сразу установить не удалось. Лишь только знаки различия на петлицах – по одному кубику красной эмали с каждой стороны, позволяли судить о воинском звании лётчика – младший лейтенант.

В ходе дальнейших работ из торфянистой воды были извлечены останки штурмана и стрелка-радиста. В кармане гимнастёрки штурмана был обнаружен партийный билет. Записи в нём отлично сохранились благодаря тому, что были выполнены специальными чернилами. В левом нижнем углу на первом развороте партбилета имелась также и фотография. По записям в партбилете поисковики установили, что его владельцем является лейтенант ЛАВРИЩЕВ Василий Степанович, 1914 года рождения. Лётный комбинезон и другая его одежда сохранились также хорошо, как и у пилота, однако на ногах, вместо унт, были сапоги. Парашют штурмана был извлечён из воды в абсолютно целом состоянии и, в отличие от парашюта пилота, не имел следов пожара. Удалось обнаружить и штурманский планшет с картами.            

У третьего члена экипажа – стрелка-радиста документы, к сожалению, отсутствовали. Среди фрагментов его одежды были обнаружены лишь связка ключей, а также знак различия – треугольник красной эмали, оторванный от петлиц, говоривший о сержантском звании погибшего. Судя по сильно обгоревшим парашюту и одежде стрелка-радиста, он погиб ещё в воздухе, до столкновения с землёй.

 

 

1994-g img02----16-210

Впоследствии, благодаря документам, сохранившимся в Центральном архиве Министерства обороны России, удалось установить имена пилота и стрелка-радиста, а также обстоятельства гибели бомбардировщика (к сожалению, отыскать их близких так и не удалось 1 ).  

Кроме того, удалось выяснить, что обнаруженный СБ (заводской номер 16/210) входил в состав 137-го скоростного бомбардировочного авиаполка и не вернулся из боевого вылета 27 июля 1941 года. В тот день наша авиация нанесла массированный удар по вражескому аэродрому Хебугтен, расположенному в Норвегии. В этом налёте принимали участие также и самолёты 137-го авиаполка, которые на обратном маршруте были атакованы вражескими истребителями. В боевом донесении было указано, что бомбардировщик младшего лейтенанта ГОНЧАРЕНКО был сбит в районе Ура-губы. В напряжённой обстановке воздушного боя место его падения не было замечено другими экипажами и в то время отыскать его так и не удалось...  

Через неделю после окончания экспедиции, 9 сентября 1994 года останки всех трёх членов экипажа бомбардировщика были захоронены с воинскими почестями возле обелиска при въезде в Заозёрск. Перед захоронением состоялся траурный митинг, посвящённый памяти погибших авиаторов, на котором выступили поисковики, представители городской администрации и командования воинских частей гарнизона. После того как гробы были опущены в одну общую могилу, по горсти северной каменистой земли своим погибшим собратьям по небу бросили лётчики-офицеры полка ПВО, прибывшие на траурный митинг из гарнизона Килп-явр.

Сейчас на могиле погибших лётчиков установлен камень из чёрного мрамора с мемориальной доской, на которой увековечены фамилии каждого из них, а в музее городского Дома офицеров истории этого бомбардировщика посвящена отдельная экспозиция.

Братская могила экипажа скоростного бомбардировщика

Партийный билет штурмана лейтенанта Лаврищева и фрагменты личных вещей экипажа можно увидеть в Музее ВВС Северного флота :

Братская могила экипажа скоростного бомбардировщика Братская могила экипажа скоростного бомбардировщика Братская могила экипажа скоростного бомбардировщика

3 сентября 2017 года на месте гибели экипажа был установлен памятный знак.

Валерий Петрович Чернышов возле памятного знака на месте гибели экипажа бомбардировщика "СБ" 2018 год

 


1 В 2019 году нам написал внучатый племянник стрелка-радиста Павла Тулина Иван Певлин, который прислал нам фотографию своего родственника, погибшего на Мурманской земле.

Поделиться:

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.

Пожалуйста, заполните форму, чтобы связаться с нами.