Назад

Подъем советского истребителя ЯК-7Б

Опубликовано:

23/04/2019

Автор:

Окопный О.Ю.

31 октября 2015 года на месте гибели летчика-истребителя младшего лейтенанта Сергея Алексеева был установлен памятный знак. Но этому предшествовала кропотливая  работа поисковых отрядов.

Отчет по подъёму советского истребителя ЯК - 7Б и останков летчика- младшего лейтенанта Алексеева Сергея Павловича (1919 года рождения, уроженца г.Торжок Калининской области), командира звена 202 истребительной авиадивизии, 66 истребительного авиаполка опубликованный командиром поискового отряда "Рубеж" Окопным О.Ю. на сайте отряда 25.08.2014г. 


В 2005 году Погорельский лесхоз Тверской области разрабатывал делянку между деревнями Николо Пустынь - Тупицино. В лесхозе в то время работал наш знакомый Василий Шлычков. В один из трудовых дней во время обеда он пошёл побродить по зимнему лесу и наткнулся на кусок железа, местами покрытый алюминием в клёпках. Он сразу сообразил, что этот предмет связан с авиацией времён войны, ведь в этих местах шли ожесточённые бои в 1941 - 1942 годах. Приехав домой в Погорелое Городище, он сразу встретился с нашим старым другом - командиром поискового отряда «Звезда» Стрельниковым Владимиром, и рассказал о находке.

 Группа разведки поискового отряда «Рубеж» сразу выехала в Погорелое городище для опроса местных жителей - очевидцев тех событий. В деревне Тупицыно, что на берегу р.Держи мы встретили бабушку - она нам рассказала, что вначале августа, во время наступления советских войск в этом направлении упало два советских истребителя. В одном летчик спасся, а во втором не сумел. Сказала - ищите, лишний раз подтвердив нашу догадку.
   В конце апреля обследовав предполагаемое место, мы обнаружили этот предмет - им оказалась передняя стойка шасси Советского истребителя, самолёта ЯК - 7Б. Также была обнаружена воронка залитая водой, и на прибор вокруг неё было найдено много мелких фрагментов из алюминия, что подтверждало место падения истребителя. Посоветовавшись с командирами поисковых отрядов, мы решили зимой попробовать поднять останки самолёта. 

***

Зимой 2006 года прибыв на место, поисковые отряды «Рубеж» (Москва). «Звезда» (Погорелое Городище) и «Каскад» (Сычёвка), начали работу.

Мороза не было - температура была минус пять градусов. Работали посменно весь световой день - выносили глину вёдрами и лопатами. В первый же день к вечеру силами двенадцати поисковиков, мы добрались до двигателя. Световой день в ноябре короткий, и закончив в сумерках работу мы уехали на ночлег.

Ночью случилось непредвиденное - наступила оттепель плюс пять. Утром следующего дня, прибыв на место, мы увидели большое зеркало воды и всё что мы с таким трудом руками поднимали наверх, сползло в воронку. Мы уже без энтузиазма и с плохим настроением откачали воду, опять начали подъём смеси из глины и воды. Но у нас теперь нечего не получалось, вода заливала воронку, края ямы образовывали трещины, и всё сползало вниз в воронку. Все грязные, уставшие и измождённые, к концу рабочего светового дня мы поняли, что это дело нужно отложить до лучших времён и продумать до мелочей следующую попытку.

11 12 9

***

Зимой 2010 года, когда ударил мороз больше 30 градусов, мы продолжили работу. В этот раз в экспедиции принимали участие поисковые отряды «Рубеж», «Звезда», «Наследники А.Невского» и «Бастион». Остановились мы в школе в д. Княжьи Горы в кабинете географии. Благо были зимние каникулы, и директор нас гостеприимно приютила.

 На этот раз мы вооружились экскаватором ЮМЗ. Усложняло нашу задачу то, что перед лесом было труднопроходимое для техники место - болото. Это место длиною в 150 метров недалеко от дороги называют гнилым ручьем, потому что он даже в хороший мороз не замерзает - там присутствует торф.

  Из Москвы мы привезли целую газель поддонов для укладки их в гнилой ручей, купили кубометр обрезной доски, сколотили щиты. С рассвета готовили проезд для экскаватора, прорубали километровою просеку в лесу, пилили сухостой и укладывали в то место где будет проезжать наш трактор.

Как раз, когда мы закончили мостить гать подъехал на тракторе Виктор Кривов, и уже через полчаса мы были у нашей заветной воронки.

Виктор знает свое дело - он не первый раз помогает поисковикам в подъёме самолётов, он выбрал место поудобнее и начал свою работу. Переехав три раза вокруг ямы, выкачав воду со льдом, он ловко обкопал весь котлован и примерно на глубине трех с половиной метров мы обнаружили всё тот же двигатель , до которого мы уже докопались вручную зимой 2006 года. Виктор его подцепил ковшом, и двигатель оказался на поверхности земли.

Спустившись в воронку, мы извлекли радиатор, кислородные баллоны, стойку штурвала, заднее шасси, покореженный боекомплект от авиационного пулемета 12.7мм и больше ничего. Стрела экскаватора четыре метра, он ниже достать не смог. Известно, что самые тяжёлые предметы уходят в землю глубже всех, и мы подумали, что больше ничего существенного не будет, так как после двигателя мы опустились ниже четырёх с половиной метров и ничего не обнаружили. Стемнело, экскаватор уехал домой, двигатель самолёта мы погрузили в «Газель». (Сейчас он находится в музее поискового отряда «Рубеж», в Московской школе № 1688.)

Ситуация была странная - лётчика, бронеспинку, приборы и бортовое вооружение мы не нашли. Что- то было не так, работа была не окончена. В голове была мысль, что нужна еще одна - третья попытка.

19 22 23 29 30 33

***

В августе 2014 года мы прибыли на нашу воронку, помпами откачали воду, углубили подъезды к яме, чтоб экскаватор мог опуститься ниже и взять грунт глубже. 

Вычистив яму до старой отметки, спустились на дно, щупом пробили грунт, ощутив под собой ковёр из металлолома и алюминия. При вскрытии настила из обломков истребителя появился специфический запах, это означало, что в этом месте предположительно могут быть останки лётчика. Вгрызаясь в металл и глину, стали извлекать фрагменты пилота. Рядом был обнаружен редуктор самолёта с одной лопастью и бронеспинка с парашютом. Когда ее подняли наверх, то увидели пулевое отверстие. От удара о землю она переломилась именно в этом месте. Это дало право нам рассматривать версию о воздушном бое, во время которого наш летчик был убит прямым попаданием крупнокалиберной пули, которая прошла навылет, через тело и бронеспинку.

На второй день нам повезло - мы обнаружили нагрудный карман гимнастёрки. Аккуратно приоткрыв карман, мы достали комсомольский билет и прочитали то, что было написано в 1938 году. Казалось, что это было написано вчера - так хорошо сохранился документ. Вот что мы прочитали:
Алексеев Сергей Павлович, 1919 года рождения, дата вступления в комсомол - октябрь 1938 года. Выдан Новоторжокским райкомом комсомола Калининской области. 
  Мы закрыли карман и упаковали его в комок жидкой синей глины, а потом в разрезанную пятилитровую бутыль. 22 августа 2014 года все останки лётчика обнаруженного на месте падения Советского самолета - истребителя ЯК-7Б вместе с комсомольским билетом мы привезли в Погорелое Городище.

37 38 43 44

У нас были списки безвозвратных потерь 202 истребительной авиадивизии, там мы и обнаружили все данные. Он не вернулся с боевого задания 5 августа 1942 года, из района сельского поселения Погорелое Городище. Мы добрали останки, местами подчистили яму, и все перевезли в Погорелое Городище. К поискам родственников уже приступили и наши коллеги-поисковики: Титков Вадим (Тверь), Катков Сергей (Москва), Лукашов Руслан (Гагарин). Особую благодарность хочу выразить Владимиру Стрельникову - командиру поискового отряда «Звезда», за помощь в организации экспедиций.

25.08.2014г.
Командир поискового отряда «Рубеж» Окопный О.Ю.

Поделиться:

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.

Пожалуйста, заполните форму, чтобы связаться с нами.