Лашевич Николай Александрович

Лашевич Николай Александрович
Да

Экипаж:

Политрук Лашевич Николай Иванович

Авиаполк:

214-й штурмовой авиаполк

Дата катастрофы:

15 сентября 1941 года

Самолет:

Ил-2 № 1861020

Мотор:

АМ-38 № 26750

Дата установки:

14 сентября 2023 года

Место установки:

Новгородская обл. Марёвский район

Кем установлен:

МИГ "Прерванный полет" и ПО "Истина" (п. Пено)

Место падения штурмовика Ил-2 в 2006 году поисковикам из отряда «Истина» (п. Пено) Юрию Николаевичу Тарасову и его сыну Тарасу показали местные жители Марёвского района Новгородской области, отец и сын Александр и Роман Хаак.

Место падения представляло собой болотистую низину у поросшей сосновым лесом возвышенности, где лежал бронекорпус от самолета, в котором, с правой стороны за местом пилота была обнаружена пробоина пять на пять сантиметров, с загнутыми внутрь неровными краями.  Так как следов пожара не было, и, кроме того, самолет лежал на поверхности земли, ничуть не погрузившись в мягкий болотный грунт, было сделано предположение, что летчик пытался посадить самолет.

Выше места падения был найден самодельный крест, в виде связанных проволокой двух алюминиевых полосок. Под ним была найдена нашивка в виде звезды, которую носили политработники РККА, фрагмент кожаного реглана и несколько мелких косточек. Все это указывало на то, что это первичное захоронение погибшего летчика.

При более тщательном изучении места падения были найдены серийные номера самолета – 1861020 и установленного на нем мотора АМ-38 – 26750. Именно эти находки позволили установить, что здесь 15 сентября 1941 года погиб военком эскадрильи 214-го штурмового авиаполка политрук Николай Александрович Лашевич.

Лашевич Николай Александрович родился 1 августа 1913 года в г. Богодухов Харьковской области. В РККА с 25 августа 1933 года. Награжден орденом «Красное знамя».

В составе 214-го бомбардировочного авиаполка летал на самолете «СБ». В сентябре 1941 года авиаполк был переформирован, и получил наименование – 214-й штурмовой, личный состав которого был переучен на самолет Ил-2.

Так получилось, что первый боевой вылет политрука Лашевича на самолете Ил-2 оказался последним – 15 сентября 1941 года он не вернулся на свой аэродром. В этот день перед полком стояла задача по нанесению штурмового удара по группировке противника в районе н.п. Филиппова Гора, Истошно, Клин. В районе цели противник вел по самолетам полка интенсивный огонь из зенитных и зенитно-пулеметных установок. Так же над целью патрулировал самолет противника. 

Погибшего летчика обнаружили местные жители из д. Ескино сразу после того, как его самолет упал возле их деревни, и похоронили на месте падения. В 60-х или 70-х годах политрук Лашевич был перезахоронен на воинском кладбище в селе Молвотицы Марёвского района Новгородской области.


14 сентября 2023 года группой «Прерванный полет», совместно с поисковым отрядом «Истина» и Романом Хааком на месте гибели политрука Николая Лашевича был установлен памятный знак.


Макет мемориальной таблички разработан Елизаветой Александровной Немировой
Финансовая поддержка - компания "НефтеГазСтрой Центр"
Основание-пирамидка изготовлена компанией "WELTPLAST" 

Источники информации:

  1. Портал "Память Народа"
  2. Ю.Н. Тарасов "Взлетели навечно. Записки командира поискового отряда".
  3. Сведения Тараса Тарасова (ПО "Истина")

Фотогалерея:

IMG20230914132438 IMG_0485 IMG_0486 DSC06899 00000852_photo 00000854_photo 1 2 3 4
57.29935, 32.47614
Красная звезда