Назад

История одного поиска

Опубликовано:

21/01/2019

Автор:

Альберт Ничипорук

История этого поиска началась году в 1988, тогда мне один рыбак рассказал, как он, будучи пацаном, копал с товарищами Ил-2 "за Онкой"(так в Заполярном называют гору сразу за комбинатом, хорошо видимую из города).


 Якобы там они нарыли пистолет и орден. Как найти место падения, он объяснил на словах. Меня эта информация очень заинтересовала и сразу же была предпринята попытка найти самолёт. Удачей это предприятие не увенчалось, хотя исходил тогда немало. Как теперь стало ясно, не дошёл всего немного- метров 500. Потом ещё не раз я проходил мимо, но, видимо, ещё время не наступило.
Очередная попытатка найти самолёт была предпринята 12 июня 2009 года. Хотя погода была мерзкая и кое-где лежал снег, отправился в путь. Местность там для ходьбы тяжёлая, вся растительность выгорела во время пожаров, одни камни да мхи.

 Тут, как говорится, ноги сами привели туда, куда надо. Сначала наткнулся на мелкие куски дюраля, это был разброс, потом вышел и на саму точку катастрофы. При осмотре выяснилось, что это не Ил-2, а СБ,  причём с "острыми" мотогондолами, т.к. были найдены сплющенные крыльевые радиаторы, характерные для этой модификации. Самолёт со страшной силой вошёл в камни, упал вертикально, даже от моторов ничего  более менее целого не осталось. Обломки взрывом раскидало почти на сто метров в обе стороны. В эпицентре взрыва помимо металлической мелочёвки, местами белели мелкие осколки костей ... Тут даже мох  не растёт, сплошная мешанина земли, камня, металла... Долго там не задерживался, было очень холодно, сильный ветер и мелкий дождь. Сразу повезло найти сплющенную гильзу цилиндра с поршнем нутри. Зная, что на поршне выбивался номер двигателя, забрал гильзу с собой.

3 5

Дома пришлось распилить гильзу болгаркой, чтобы добраться до поршня. И вот, наконец, мы можем прочесть номер, выбитый на юбке поршня 043-107. Запомним его, в дальнейшем именно он будет фигурировать в архивных данных.

Позже были найдены номера, выбитые на навесном оборудовании моторов 023-1747 и 043-254. Они потом окажутся не несущими никакой информации. Видно было, что двигатели прошли ремонт, агрегаты стояли "неродные".

7 8

Ещё из леса позвонил своему коллеге, Юрию Бидненко, сообщил новость о находке. Решено было 13 июня снова идти туда, но уже вдвоём и досконально обследовать место падения на предмет номеров и собрать останки экипажа, т.к. погода заметно улучшилась. Когда я пришёл домой после первого похода, написал на форум Тризны о найденном СБ и разместил фотографии. При повторном обследовании места были собраны останки экипажа, найдены два вытяжных кольца от парашютов. Стало ясно, что как минимум два члена экипажа погибли при катастрофе, один из них стрелок-радист, т.к. остатки сбрасываемой части экрана его турели с аэродинамическими компенсаторами находились на месте катастрофы. Также была найдена пуговица от обмундирования с серпом и молотом. Сделали предположение, что самолёт не флотский, а ВВС армии, иначе пуговица должна быть с якорем. Также нашли кусок обшивки, на котором можно было различить написанные красной краской цифры, мы предположили, что это часть номера самолёта. На обломках хвостового оперения сохранился шильд с выбитыми цифрами 299-19. Тогда решили, что 299-это номер серии самолёта, что потом оказалось верным. На остатках руля направления можно было разглядеть еле заметный бортовой номер самолёта красного цвета с чёрной обводкой 10 или 19(что менее вероятно). Также прямо в эпицентре взрыва нашли части аптечки с сохранившимися бинтами, что совершенно поразило тогда.

17 18 14 16 19 20

19 октября 2011 года безымянные пока останки были захоронены в Аллее Славы в г.Заполярный.
Позже от мурманского поисковика Андрея Копыткова пришла такая информация: "1 июля 1942 года из
налета на Луостари не вернулись два самолета 80 БАП. Один из экипажей остался жив, второй - погиб.
Номера не вернувшихся самолетов 12/299 и 18/299. Самолеты сбиты зенитной артиллерией противника в
районе Луостари. Привязки номеров не вернувшихся самолетов к экипажам у меня нет. Один экипаж погиб,
а другой сел на вынужденную где-то юго-восточнее 12 км от Луостари и вышел на пост ВНОС. Погибший
экипаж: мл. лейтенант Бичик, сержант Куприянов, сержант Артамонов."
Появилась мысль, что это "наш" самолёт. Уж больно явно можно было различить 18, написанную краской на
дюрале, также видны были две цифры, похожие на 9. Да и номер серии 299 на шильде вселяли
уверенность, что это самолёт СБ под №18/299.
Проанализировав всю имеющуюся по самолёту и экипажу информацию, отправили запрос в ЦАМО РФ в
г.Подольск.
"Не сразу, но со временем начала поступать информация."
Здесь приведу архивную справку-ответ из Подольска и статью Г.Быстровой из газеты "Заполярный вестник"
от 04.04.14. с историей поиска. Фраза, приведённая строчкой выше, оттуда.

 

 

 

Как видно из архивной справки, "самолёт, найденный в р-не н.п. Заполярный, принадлежал 80 кббап и числился как не возвратившийся с боевого задания 1.6.1942.г. Номер самолёта 18/299, мотор М-103А № 043-107, № 043-623." 
Конкретней некуда, как мы предполагали, так и оказалось. Экипаж Куприянов, Бичик, Артамонов. Тут есть один нюанс-в ОБД "Мемориал" фамилия штурмана-бомбардира значится как Бичек, а в архивной справке Бичик Николай Дмитриевич, младший лейтенант. Поэтому в статье Г.Быстрова указала оба варианта написания, т.к. неизвестно, какой из них верный. В той же архивной справке с ошибкой написана фамилия стрелка-радиста второго экипажа этого полка, севшего вынужденно южнее-Серкетин, и пишется, что он с экипажем вернулся в часть. В ОБД его фамилия приведена правильно-Серкетти, в этом вылете он погиб, оставлен на месте посадки.

Немцы сообщают о пяти поднятых на перехват истребителях, вот их список заявок на победы:
01.06.1942 5./JG 5
Uffz. Walter Riemer DB-3 (.) 04.48 20 km nordwestlich FlPl. (аэродром) Petsamo
Uffz Walter Doering Curtiss P-40 (.) 04.56 FlPl. Petsamo
Fw. Leopold Knier DB-3 (3) 04.57 20 km suedoestlich FlPl. Petsamo
Uffz. Walter Doering DB-3 (.) 05.00 FlPl. Petsamo
Uffz. Alfred Lehner Hurricane (.) 05.00 FlPl. Petsamo
Oblt Franz Menzel Hurricane (.) 05.05 ?
Собрав всю имеющуюся на данный момент информацию, попытался воспроизвести картину происшедшего в тот день:
1.06.42. аэр. Мончегорск в 4:45 мск взлёт группы в количестве 7 СБ, насколько я понимаю, сводная группа 137 и 80 бап. Курс на аэ.Ваенга (по другим данным Шонгуй). Один СБ при этом вернулся назад, видимо, неисправность м/ч. Сделали два круга над аэродромом, легли на курс 290 к цели. Прикрытие состояло из Р-40Е, тоже вероятно сводная группа, 19 и 20 гиап. Количество Киттихоков неизвестно, как написал потом пилот одного из СБ л-т Москалец В.С., "своих истребителей я видел 5 штук". Курс подхода к цели 220. Высота 4100 м. Бомбометание по северо-западной части аэр.Луостари, бомбовая нагрузка РРАБ (калибр не указан) и ФАБ 50. Один заход. Над целью сильный огонь ЗА противника. Строй самолётов распался, экипажи наблюдали один горящий СБ, уходящий на север (вероятно СБ №7/256 м-ра Иванова из 137 бап, экипаж погиб).
При отходе от цели курсом на запад с последующим разворотом на юг, юго-восток были атакованы 4 Ме 109 (немцы пишут о пяти поднятых истребителях из 5./JG5). Экипаж СБ №18/299, Куприянов-Бичик-Артамонов погиб в 10 километрах юго-западнее аэродрома. В полковых документах говорится-сбит истребителями. Можно предположить, что его сбил Дёринг, а экипаж Иванова Ример. Севший вынужденно СБ №12/299, экипаж Москалец-Ивченко-Серкетти (в архивной справке ошибка-Серкетин), с некоторой вероятностью можно отнести на счёт Книра. Указанный район 12 километров восточнее или юго-восточнее Луостари не совсем совпадает с показаниями выживших пилота (Москалец) и штурмана (Ивченко). Пилот пишет, что садился на берег озера, при посадке потерял часть правой плоскости и винт с редуктором двигателя от удара об деревья. Причём от момента атаки истребителями до остановки второго мотора прошло 4-5 минут, а штурман пишет, что закончил фотографирование аэродрома в 6:15, а приземлились в 6:30 мск. Они указывают, что после посадки пытались сориентироваться, но не получилось, подумали, что на своей территории (вышли на наш пост, видимо ВНОС, через 40 часов пешего хода). Тяжело раненого (пять ран, в двух местах перебита нога) и находящегося в полубезсознательном состоянии стрелка-радиста старшину Серкетти И.И. 
http://clck.ru/99gTK оставили около самолёта из-за невозможности транспортировки. Штурман имел сильные ушибы и еле мог идти, лётчик тоже имел ушибы головы и грудной клетки. 
Можно добавить, в этом бою были потеряны три Р-40Е. Первый из них, №1025 разбился около оз.Вайявр, м-р Шевченко из управления 19 гиап парашютировался; второй, №1010 из 2 эскадрильи того же полка пропал без вести в р-не Урд-озера, пилот к-н Павлов; третий, №814 из 20 гиап сел вынужденно на оз.Кодъявр, пилот Пшенёв выжил. Самолёт поднят в 1997 году, борт.№51.
Ну а немцы нехило напутали с типом наших самолётов, что бомбардировщиков, что истребителей.

 

Место гибели экипажа бомбардировщика "СБ"

Место гибели экипажа бомбардировщика "СБ"

ИСТОЧНИК

Поделиться:

Комментарии (1)

  • Сергей

    10 апреля 2019 at 11:34 |
    А я сначала подумал, что про Аэрокобру Кочеткова речь пойжет...)))

    ответ

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.

Пожалуйста, заполните форму, чтобы связаться с нами.