Назад

Воздушный разведчик

Опубликовано:

31/12/2018

Автор:

Анатолий Елисеев

Ровно семьдесят два года назад 31 марта 1942 года на аэродром Мурмаши недалеко от Мурманска не вернулся из разведки самолет.

 ***

 Я вырос, слушая рассказы отца о его пропавшем старшем брате, которого он искал до конца своей жизни.

 Анатолий Васильевич Елисеев родился в 1918 году в Москве.
В юности, как и многие в те годы, «заболел» авиацией. Мечтал стать полярным летчиком и неотступно шел к осуществлению этой мечты. Учился в планерной школе, в аэроклубе, работал на авиастроительном заводе № 1 имени Авиахим'а. И, наконец, поступил и в 1938 году – окончил Борисоглебскую военную школу летчиков. Выпускался на легендарном самолете И-16. После училища служил под Москвой.

 А через год после окончания училища – уже принимал участие в боях с Финляндией на Карельском перешейке, где удостоился награждения медалью «За отвагу». На финском фронте служил в составе 152 истребительного авиационного полка, летал на «Чайке» (И-153). К сожалению, об этой, первой его войне пока практически ничего не известно.

 Когда началась Великая Отечественная, Анатолий, в звании лейтенанта, опять попал на Север и воевал под Мурманском в составе 147 ИАП (позднее – 20 ГИАП). Его основной работой была воздушная разведка в тылу врага. Часто летали к Луостари (Петсамо), где была расположена немецкая авиабаза.

 С детства я запомнил случай прибытия Анатолия в полк, описанный Александром Шевцовым:

 «Появился он в полку так: зимой 1942 года с одного тылового аэродрома на фронтовой должно перелететь пополнение. Зимний заполярный день короток, а летчики еще не были знакомы с особенностями крайнего Севера. В быстро наступивших сумерках группа самолетов попала в снежный заряд и рассеялась. Кто вернулся назад, кто сел на замерзшем озере, а кто и прямо на лес. И только Толя Елисеев добрался до нужного аэродрома.
Поздно вечером его поселили в комнате, где жили летчики одной эскадрильи. Усталый от напряжения, он свалился в постель и сразу же уснул.
Утром, когда все обитатели комнаты уже проснулись, но по случаю снежной, нелетной погоды еще нежились в постелях, вдруг они услышали, как кто-то чистым, мягким тенором запел вполголоса:
Живет моя отрада
В высоком терему...»*

Ну, а дальше началась боевая работа, некоторые подробности которой мне известны только в основном из печатных периодических изданий. А там – об одном и том же сказано везде по-разному.

 Несколько лет назад стал доступен один документ, где кратко рассказано о нескольких боях, в которых довелось участвовать дяде. Первый, который здесь приведу, можно проиллюстрировать фотографией со сбитым Мессершмиттом:
«26 февраля 1942 года т. Елисеев вместе с летчиком Селезневым, патрулируя над Мурманском, встретились с двумя "ХЕ-113" и 1 "МЕ-109". В результате воздушного боя т. Елисеев лично сбил один "МЕ-109".»
Этот самолет стал советским трофеем.

Eliseev-19 Eliseev-20

И еще один случай, прежде мне не известный:
«Исключительную отвагу, мужество, мастерство воздушного боя показал ст. лейтенант Елисеев 10 марта** 1942 г., когда на аэродром Мурмаши летело шесть с-тов "МЕ-110". В воздух взлетел ст. лейтенант Елисеев и сержант Юшинов. Елисеев вместе с Юшиновым смело ринулись на врага. Двое против шести "МЕ-110". В результате противник не был допущен на аэродром, в воздушном бою сбит 1 "МЕ-110".»

 Дважды Анатолий дотягивал до аэродрома на поврежденной в бою машине и благополучно садился.

 Сообщения из Наградного листа очень скупы и немногословны, и можно только догадываться, что за ними скрывается.

 

31 марта 1942 года командир звена 1 эскадрильи 147 ИАП старший лейтенант Елисеев Анатолий Васильевич не вернулся из разведки из района Луостари. Больше о его судьбе до недавнего времени ничего доподлинно известно не было. Его мать получила извещение о том, что он «не вернулся с боевого задания».

 

Мой отец – брат Анатолия – годами пытался выяснить хоть что-то. Вел переписку со следопытами из школы поселка Килп-Явр, которые занимались изучением истории боевых действий 19 и 20 Гвардейских авиаполков и поиском родственников летчиков. Но ничего нового выяснить не удалось.

 

А через двадцать с лишним лет после похоронки Матрене Николаевне, отчаявшейся узнать что-либо о судьбе пропавшего сына, пришло письмо от школьников из Килп-Явра с очерком писателя Александра Шевцова об Анатолии Елисееве. И самое интересное там было в конце:
«И его нашли.
На берегу какого-то безымянного озера лежала машина, полузанесенная снегом. Когда лыжники разгребли снег, они увидели Толю, сидящим в кабине с опущенной головой. В стекле кабины темнела маленькая зловещая дырочка. Вероятно, смертельно раненый, он все же нашел в себе силы, чтобы посадить машину на живот. Но потом силы оставили его.»

 Только никаких подтверждений того, что машина и летчик найдены, моему отцу так и не удалось найти. Место захоронения – также было не известно...

 Через много лет после смерти отца я решил, воспользовавшись новыми возможностями, попробовать продолжить поиски сведений о последнем боевом вылете Анатолия. Многие документы рассекречены, а интернет, как выразился один из причастных к этому поиску людей, – «делает возможным невозможное».

 Для начала был создан сайт памяти, где были собраны все сведения, документы и фотографии летчика, которые сохранились в семье.

 И вот, по ходу работы над сайтом, стали появляться ответы на некоторые вопросы, а также неожиданные находки. А вскоре пришел ответ на главный вопрос. Я получил письмо от мурманского поисковика Андрея Копыткова, где среди прочего было сказано:

«В 1984 году нашим поисковым отрядом был найден «Томахаук» № 202... На месте падения самолета были обнаружены останки пилота. Летчик захоронен в поселке Кола в 1989 году, как неизвестный. В 2006 году удалось установить, что на Томахауке № 202 летал Анатолий Елисеев...»

Завершая, хочу выразить признательность людям, которые помогли мне в этом поиске, начатом моим отцом и продолженном всеми нами: моим родным, а также Дмитрию Гринюку, Альберту Ничипоруку, Андрею Копыткову и другим причастным, с кем пока не знаком даже виртуально.

А поиск – продолжается…

Поделиться:

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.

Пожалуйста, заполните форму, чтобы связаться с нами.