Евсеев Александр Николаевич

Евсеев Александр Николаевич
Да

Экипаж:

Старший лейтенант Евсеев Александр Николаевич (заместитель командира эскадрильи)

Авиаполк:

123-й истребительный авиаполк ПВО

Дата катастрофы:

29 мая 1942 года

Самолет:

И-16 № 2921396

Мотор:

М-63 №633324

Дата установки:

11 июня 2023 года

Место установки:

Ленинградская область, Всеволжский район

Кем установлен:

МИГ "Прерванный полёт" и Михаил Кельбин

Место падения самолета И‑16 было показано охотниками в декабре 2015 года поисковой группе Михаила Кельбина (п.Рахья Всеволожского района Ленинградской области). Само место находилось на мелководье побережья Ладожского озера и было обнаружено благодаря тому, что в 2015 году из‑за засушливого лета в Ладожском озере отошла вода и обломки самолета стали видны на песке. Охотники, проезжая мимо, увидели торчащий из‑под песка кусок дюраля и сообщили об этом поисковикам. При первичном же обследовании места падения были обнаружены деформированные от сильного удара чашка от сиденья пилота, приборная панель и на одном из фрагментов капота найден заводской номер самолета – 2921396.

По результатам исследовательской работы с документами Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации было установлено, что на этом самолете 29 мая 1942 года был сбит в воздушном бою с истребителями противника заместитель командира АЭ, старший лейтенант Евсеев Александр Николаевич. В ходе работ по подъему обломков самолета поисковиками было обнаружено место удара кабины. Удар при падении был по касательной, обломки кабины были растянуты на расстояние более 5 метров. Попадались разбитые приборы, остатки от боекомплекта самолета. Среди обломков поисковики нашли деформированную радиостанцию. Останков пилота найдено не было. Скорее всего, труп летчика был извлечен из обломков самолета еще в годы Великой Отечественной войны. И действительно, изучая архивные документы, удалось установить, что летчик был похоронен на берегу Ладожского озера в 50 метрах восточнее старой прожекторной станции (губа Глубокая) на мысе Сосновец Всеволожского района Ленинградской области.

В журнале боевых действий 7‑го ИАК ПВО города Ленинграда описаны события тех дней:«28 мая 1942 года. В период 09.45–10.37 три И‑16, ведущий старший лейтенант Евсеев, на высоте 3000–3500 метров прикрывали мыс Осиновец. По радио получили сигналы: «...Над Коккоревым 14 Ю‑88. Идите на озеро там воздушный бой...». В 10.23 в районе зоны № 6 на высоте 4500 метров увидели 2 Ме‑109, которые пытались с высоты действовать в хвост самолетам И‑16, но увидев разворот последних ушли на озеро, где были встречены самолетами «Киттихаук». Так как горючие было на исходе 3 И‑16 ушли на посадку...». «29 мая 1942 года. В 20.56–21.40 4 самолета И‑16, ведущий старший лейтенант Евсеев, на высоте 1000 метров по тревоге прикрывали город Ленинград. По радио были наведены в район мыса Осиновец. Лейтенант Гусев при подходе к Шлиссельбургу на высоте 2000 метров встретил 2 Ю‑88. Снизу и сзади лейтенант Гусев атаковал ведомого, а старший политрук Баранов ведущего, кроме того по этим Ю‑88 производили атаки 2 ЛаГГ‑3 из состава 11‑гв. ИАП. В это время сверху и сзади лейтенант Гусев был атакован 2 Ме‑109, но Гусев стал в вираж и открыл огонь по ведущему Ме‑109, который со снижением ушел в южном направлении прикрываемый другими 2 Ме‑109. Лейтенант Гусев стал искать свои самолеты, которые утерял во время воздушного боя. Наблюдал один И‑16 пикирующий на наш берег. Самолет И‑16 в 1 км от озера в районе Клюевского носа упал горящим. Предположительно, это был самолет старшего лейтенанта Евсеева Александра Николаевича. Летчика с парашютом не наблюдал. Старшего лейтенанта Евсеева после первой атаки по Ю‑88 больше не видел». Кроме того, в другом журнале 7‑го ИАК ПВО во время дежурства опергруппы подполковника Метелева, записано: «...с 20.38 по 21.26 29 мая 1942 года 56 бомбардировщиков Ю‑88 и Ю‑87 и До‑215 в сопровождении 10 Ме‑109, произвели налет на базу Осиновец, на высоте до 4000 метров, по маршруту: Велье, Красногвардейск, Мга, Ладожское озеро и обратно. Поднятые 41 истребитель Армии ПВО вели воздушные бои в районе базы Осиновец, в результате которых по предварительным данным сбито 5 Ю‑88, 1 До‑215 и 1 Ме‑109. Наши потери: 1 И‑16 и 1 ЛаГГ‑3...».

11 июня 2023 года силами МИГ "Прерванный полёт" и Михаила Кельбина на месте гибели летчика был установлен памятный знак

 


Макет мемориальной таблички разработан Елизаветой Александровной Немировой
Основание для памятного знака изготовлено Михаилом Кельбиным
Финансовая поддержка: Частные донаты сотрудников Регионального центра Организации воздушного движения (г. Санкт-Петербург)
Информационная поддержка - канал "ТактикМедиа"

Источники информации:

  1. Имена из солдатских медальонов. Т. 9. Авиация / Прокофьев И.Г. Казань: «Отечество», 2019.

Фотогалерея:

IMG20230611111012 IMG20230611111029 IMG_20230611_110634 IMG_20230611_110944
60.02640, 31.10886
Красная звезда