Мазуренко Николай Васильевич
Экипаж:
лейтенант Мазуренко Николай Васильевич (командир звена)Авиаполк:
123-й истребительный авиаполк ПВОДата катастрофы:
21 сентября 1941 годаСамолет:
Як-1 № 1716Мотор:
М-105 П № 115-430Дата установки:
11 июня 2023 годаМесто установки:
Ленинградская область, Всеволжский районКем установлен:
МИГ "Прерванный полёт" и Михаил КельбинМесто падения самолета Як‑1 в районе д. Минулово Всеволожского района Ленинградской области в апреле 2012 года было обнаружено поисковой группой Михаила Кельбина (п.Рахья Всеволожского района Ленинградской области). При первом же обследовании обломков на одном из фрагментов редуктора удалось найти дублированный номер мотора – П 115‑430. Судя по разбросу обломков, самолет при падении взорвался и горел. Почти все найденные фрагменты находились на поверхности. Поисковиками были обнаружены: расколотая бронеспинка, обломанные стойки шасси, фрагменты редуктора, остатки от авиационной пушки ШВАК. Опрашивая местных жителей, нашли одного дедушку – очевидца событий, который рассказал, что после падения самолета приехали военные, сняли вооружение и забрали тело летчика на аэродром Углово, где его и похоронили. На месте падения во время поисковых работ останки пилота найдены не были.
Вернувшись из экспедиции, поисковики на форуме сайта ПО «Тризна» разместили информацию о находке. Буквально через несколько часов известный историк авиации Сергей Кузнецов (автор многочисленных военно‑исторических публикаций и книг по истории самолетов семейства Як) оставил на форуме сообщение, что обнаруженный мотор был установлен на самолет Як‑1 № 1716. Именно на этом самолете 21 сентября 1941 года погиб летчик 123‑го ИАП лейтенант Мазуренко. Также Сергей Кузнецов представил поисковикам выписки из архивных документов, рассказывающих о последнем бое летчика: ЦАМО, ф.217, оп.1221, д.188, л.212. Оперативная сводка № 43 штаб ВВС ЛФ к 04:00 22 сентября 1941 г. 2. 7‑й ИАК 21.09.1941 г., в 18:18–18:30 40 самолетов противника (20 Bf‑110, 20 Bf‑109 и He‑113) произвели бомбардировочный налет на аэродром Углово. Поднятые по тревоге 5 Як‑1 вступили с ними в бой и помешали прицельному бомбометанию. В воздушном бою сбит лейтенант Н.В.Мазуренко 123‑й ИАП. В результате бомбардирования аэродрома по предварительным данным убито 3 человека, ранено 4 человека, сгорел 1 БЗ...». «ЦАМО, ф.217, оп.1221, д.103, л.126. Боевое донесение № 186 штакор 2 ПВО Ленинград 06:00 22.9.41 г. ...ИА в воздушном бою сбито: два Ju‑87, четыре Bf‑109, один Bf‑109 подбит. Погиб в воздушном бою летчик 123‑го иап лейтенант Мазуренко на самолете Як‑1». Это был действительно самый первый воздушный бой, который пришлось выдержать летчикам 123‑го полка на Ленинградском фронте. Ведь именно 21 сентября 1941 года полк прибыл под Ленинград. Из оперативных документов 7 ИАК ПВО: «21 сентября 1941 года в состав корпуса прибыли: 24‑й иап – 12 ЛаГГ‑3 аэр. Левашово (22.9.41 переходит на аэр. Манушкино), 123‑й иап – 18 Як‑1 аэр. Углово, 124‑й иап – 18 МиГ‑3 аэр. Левашово, 158‑й иап – 12 И‑16 аэр. Янино. За начальника штаба ВВС ЛФ полковник Морунов Военком штаба ВВС ЛФ полковой комиссар Сулимов За начальника оперативного отдела подполковник Коровин...».
11 июня 2023 года силами МИГ "Прерванный полёт" и Михаила Кельбина на месте гибели летчика был установлен памятный знак
Макет мемориальной таблички разработан Елизаветой Александровной Немировой
Основание для памятного знака изготовлено Михаилом Кельбиным
Финансовая поддержка: Частные донаты сотрудников Регионального центра Организации воздушного движения (г. Санкт-Петербург)
Информационная поддержка - канал "ТактикМедиа"
Источники информации:
- Имена из солдатских медальонов. Т. 9. Авиация / Прокофьев И.Г. Казань: «Отечество», 2019.