Серов Александр Андреевич

Серов Александр Андреевич
Да

Экипаж:

Сержант Серов Александр Андреевич

Авиаполк:

565 истребительный авиаполк 6 истребительного авиакорпуса ПВО

Дата катастрофы:

29 октября 1941 года

Самолет:

МиГ-3 №3145

Дата установки:

13 августа 2016 года

Место установки:

Московская область, Наро-Фоминский район

Кем установлен:

ПО "Патриот", МИГ "Прерванный полет"

Александр Андреевич Серов родился в 1921 году в селе Вороньи Выселки (позднее – Захарово) Захаровского района Рязанской области. Отец Александра Серов Андрей Николаевич проживал в г. Москва на Шоссе Энтузиастов.
В Красную Армию Александр Серов призван в 1940 г. Первомайским РВК г. Москвы.

В 1941 году – закончил обучение в Борисоглебской (?) военной авиационной школе пилотов.

5.10.41 – с присвоением звания сержант зачислен на должность пилота в 565 ИАП в Московский военный округ.

О последнем боевом вылете сержанта Серова сказано в боевом донесении от 29.10.41 штаба 565 ИАП командиру 6 ИАК, приведенном Татьяной Акуловой в статье «Бомбили, штурмовали, вели разведку» в наро-фоминской газете «Основа»:

«При выполнении боевого задания 29.10.41 в 8 часов 32 минуты – патрулирование в районе Подольск-Лопасня в составе звена: командир 2-й авиаэскадрильи лейтенант Лемешкин Я. Е., командир звена младший лейтенант Зорин В. А. и пилот сержант Серов А. А. – не вернулись с боевого задания два летчика – лейтенант Лемешкин Я. Е. и сержант Серов А. А. Третий экипаж вернулся и благополучно произвел посадку на свой аэродром.

По докладу вернувшегося летчика командира звена младшего лейтенанта Зорина В. А. звено при ведущем командире эскадрильи задание выполняли не в своей зоне патрулирования Подольск-Лопасня.

Ведущий лейтенант Лемешкин повел звено по шоссе Подольск-Малоярославец и не долетел до Малоярославца 8 км. В районе Доброе звено было внезапно атаковано на высоте 1500 метров группой немецких истребителей (до трех самолетов по докладу младшего лейтенанта Зорина). В это же время с земли велся зенитный огонь. Младший лейтенант Зорин отбил атаку, при которой атаковывали сержанта Серова. После выхода из атаки Зорин наблюдал горящий самолет Лемешкина, который шел на снижение, а второй ведомый Серов планировал. После чего Зорин на бреющем полете ушел домой.

Вывод: 1. Причиной данного происшествия явилось то, что командир эскадрильи не выполнил приказание на патрулирование в своем районе Подольск-Лопасня, а повел звено в сторону фронта искать противника.
2. Возможно, что командир эскадрильи обнаружил противника, но ведомый младший лейтенант Зорин не заметил и не наблюдал никакой команды для атаки».

Место падения самолета МиГ-3 (зав. №3145) сержанта Cерова, было обследовано поисковым отрядом «Патриот» (Наро-Фоминск). Большую помощь в определении экипажа по заводскому номеру самолета оказал исследователь Игорь Михайлюк (Троицк).

Судя по разлету обломков Александр Серов действительно пытался спланировать и посадить самолет на лес. Части истребителя разбросаны на большой площади и нет следов отвесного падения. На поверхности земли попадаются фрагменты мотора. Останки летчика пока не найдены...


Памятный знак  установлен ПО "Патриот" (г. Наро-Фоминск) в рамках отрядного проекта "Знак памяти", группой "Прерванный полет" и ПО "Высота" (г. Наро-Фоминск) 13 августа 2016 года.


Основание изготовил Иван Шаметов (ПО «Высота») 

Дизайн мемориальной таблички разработан Анатолием Елисеевым.

 

Источники информации:

  1. Сведения Игоря Михайлюка,Татьяны Акуловой и Владимира Бирюкова (ПО "Патриот")
  2. Учетно-послужная карточка

Дополнительная информация:

  1. Сведения о поисковых работах

Фотогалерея:

Serov1 Serov3 Serov2 Serov4
55.292873, 36.772359
Красная звезда