Якобсон Арнольд Мартынович
Экипаж:
Лейтенант Якобсон Арнольд МартыновичАвиаполк:
562 истребительный авиаполк 6 истребительного авиакорпуса ПВОДата катастрофы:
4 февраля 1943 годаСамолет:
Як-7б(?)Дата установки:
14 июня 2015 годаМесто установки:
Московская область, Раменский районКем установлен:
МИГ "Прерванный полет", ПО "Беркут"Арнольд Мартынович Якобсон родился 27 мая 1921 года в городе Тим Курской области. Латыш по отцу и русский по матери, родным считал русский язык и другими языками не владел. Его отец, Мартын Андреевич, был рабочим в Петрограде, а в дальнейшем – служащим в г. Воронеж. Мать Арнольда, Зоя Дмитриевна, до революции училась в гимназии г. Тим, после замужества – домохозяйка, во время войны, согласно документам о потерях, в которых отражена смерть Арнольда, попала в оккупацию. Однако, в приказе Управления кадров Красной армии от 24 августа 1943 указано ее место жительства – станция Безымянка, г. Куйбышев. Получается, что Зоя Дмитриевна сумела эвакуироваться...
В декабре 1939 Арнольд Якобсон добровольно поступил в Борисоглебскую авиашколу им. В. П. Чкалова.
23.2.1940 – принял военную присягу.
С 30.10.1940 – младший летчик 120 истребительного авиационного полка.
24.10.1941 мл. летчик 562 ИАП мл. л-т Якобсон сбит в воздушном бою (по документам – погиб). Оказался на оккупированной территории (24.1.1942 исключен из списков части как погибший).
11.6.1942 – командир звена 287 ИАП.
20.7.1942 числился в должности пилота 126 ИАП.
4.2.1943 в должности командира звена 562 ИАП л-т Якобсон А. М. погиб в воздушном бою.
24.8.1943 исключен из списков КА как погибший.
О качествах Арнольда Якобсона как летчика можно почерпнуть сведения из выписки из списков личного состава, характеристики и др. документов:
«Якобсон Арнольд Мартынович, лейтенант на 29.1.1943 г. налет часов на самолетах Як-1: 25,02 часов, на Як-7б: 2,09 часов, боевых вылетов: 40, в штурмовках не участвовал, воздушных боев – 5, сбитых самолетов не имеет.»
«Лейтенант Якобсон Арнольд Мартынович, командир звена, летал на И-153, И-16, Як-1, Як-7, "Харрикейн". В Отечественной войне участвует с 22.6.1941 г. в должности командира звена. В бою получил ранение, длительное время находился на излечении, в результате чего имеет длительный перерыв в летной работе. Общий налет 218 часов – из них: ночью – 16 часов, имеет боевых вылетов 31, с налетом 28 часов, ночью 4 вылета с налетом 2 часа 57 минут.
Налет за 1942 г. составил днем 28 часов, ночью 4 часа 51 минута.
Летать любит, летает смело, инициативный, сообразительный.»
Сохранилось описание последнего боя Арнольда Якобсона. Приводится здесь с незначительными правками:
«ОПИСАНИЕ ВОЗДУШНОГО БОЯ
проведенного Зам. К-ра 2 АЭ 562 ИАП Лейтенантом ЛОМАКИНЫМ и пилотом 2 АЭ Лейтенантом ЯКОБСОН 5.2.43г. [на самом деле – 4.2.43г.]
В 9.52 с аэродрома Инютино была поднята пара истребителей в составе Лейтенанта ЛОМАКИНА и Лейтенанта ЯКОБСОН на перехват самолета противника Ю-88, опознанного постами ВНОС 9.45, идущего К=90°. Наведение производилось с КП полка по радио с помощью установки "Редут". Погода – ясная.
Самолет противника был замечен в р-не аэродрома на Н=8000 м и впереди на 600-700 м, курсом 90°. Заметив истребителей по инверсии самолет противника пошел с набором высоты тем же курсом. В р-не Малино самолет противника развернулся с курсом на запад. Истребители сблизились с самолетами противника на Д=150-200 м и произвели первую атаку парой. Лейтенант ЯКОБСОН слева сверху под Р=1/4, Лейтенант ЛОМАКИН справа снизу под Р=2/4. После первой атаки Лейтенант ЯКОБСОН был сбит верхним стрелком самолета противника и упал в р-не Никоновское. Лейтенант ЛОМАКИН произвел повторную атаку сзади снизу под Р=1/4, ведя огонь по мотору самолета противника. Самолет противника стал маневрировать по горизонтали и вертикали, делая клевки и горки, при чем нажний стрелок все время вел огонь по самолету л-та ЛОМАКИНА. Маневрируя от огня Ю-88 Лейтенант ЛОМАКИН произвел еще атаку под Р=2/4, ведя огонь средними очередями по стрелку и моторам самолета противника. Самолет противника пошел со снижением на увеличенной скорости. В р-не Верея самолет противника перешел на бреющий полет. Преследуя и ведя огонь по самолету противника Лейтенант ЛОМАКИН израсходовал боекомплект и горючее и из р-на Верея вернулся на свой аэродром.
Израсходовано 120 снарядов ШВАК и 1500 шт. ШКАС. Бой продолжался 15-16 мин.
ВЫВОД:
1. Огонь велся неприцельно, в результате чего весь боекомплект израсходован впустую.
2. Самолет противника Ю-88 видимо был модернизированный, имел большую скорость, а период сближения и последующего догона после атаки занимал до 5 мин.
3. Действия летчика были энергичными и настойчивыми.
НАЧАЛЬНИК ШТАБА 562 ИАП МАЙОР КОВАЛЕНКО
ЗАМ. НАЧ. ШТАБА 562 ИАП КАПИТАН КОНДРАТЬЕВ
[от руки] Описание составили плохо, выводы не полные»
Имеется также документальная запись осмотра места падения самолета:
«9.2.43. 17.35
К-ру 562 ИАП.
На место гибели л-та Якобсон из Малино была вызвана Комиссия Врач/фердшер. Костромин, Мех. звена старшина Игнатов, техник старш. сержант Гусев.
При осмотре установлено. С-т упал 2-3 км восточнее деревни Никоновское 25 км восточнее Барыбино [по другим данным: в журнале приема и сдачи дежурств на КП 562 ИАП указано, что «самолет упал в 200 метров восточнее деревни Никоновское»].
Самолет сгорел - Уцелевшие части с-та, мотора ушли в землю на 2,5 м. На поверхности земли найдены мелкие куски самолета.
Экипаж самолета сгорел. От пилота осталось Кусок воротника комбинезона, часть шлемофона, Кусочек черепа, цвет волос рыжий, кусок перчатки с указательным пальцем.
Извлечь части с-та из земли было невозможно.
Пред-Колхозу даны указания зарыть остатки в яму.
Капитан Воля.
Генерал Котров приказал: к-ру 562 ИАП выслать представителей на место падения с-та и совместно с ближайшим колхозом оформить могилу погибшего в воздушном бою.
подписал Кузнецов
принял л-т Корольков»
На деле вышло так, что «оформить могилу погибшего в воздушном бою» удалось не сразу... А тогда, в 1943-м, обломки самолета сбросили в яму на месте падения, и затем это место было распахано.
Через много лет местный приходской священник Александр Тоготин, в прошлом – летчик-штурмовик, принимавший участие в боевых действиях в Демократической Республике Афганистан, заинтересовался рассказами местных жителей о воздушном бое и упавшем вблизи села советском истребителе. В то же время поиск вели следопыты из нескольких отрядов, также узнавшие о гибели советского истребителя от жителей Никоновского. Примерно место было известно, но на поверхности никаких следов видно не было. Локализовать место падения самолета удалось при помощи глубинного металлоискателя.
Раскопки и подъем самолета и останков летчика проводились членами ПО «Беркут» (г. Бронницы), а также поисковиками из Наро-Фоминска, Чехова, Коломны в ноябре 2003 года.
К сожалению, номерной фонд обломков самолета и мотора вовремя не был изучен. Однако, имя пилота удалось установить с большой степенью достоверности: Место падения самолета описано в документах военного времени достаточно точно. Активные боевые действия в этом районе не велись, и о падении других самолетов ничего не известно. Среди найденных при раскопках личных вещей попался серебряный портсигар с дарственной надписью и фамилией Якобсон. Портсигар был подарен деду Арнольда за заслуги в революционных событиях.
После кропотливых и непростых поисков в ЦАМО удалось найти запись об упавшем рядом с Никоновским истребителе, пилотируемом лейтенантом Якобсон Арнольдом Мартыновичем.
22 июня 2004 года на месте падения самолета был установлен деревянный крест. Также была установлена деревянная пирамидка, увенчанная красной звездой.
Похоронен летчик 6 мая 2005 года в селе Никоновское.
14 июня 2015 года, вместо обветшавшей пирамидки был установлен новый памятник из известняка. Работы выполнены группой "Прерванный полет" , ПО "Беркут" из г. Бронницы (Надежда Лобанова и Павел Тарасов) и ПО "Высота" из г. Наро-Фоминск.
Дизайн мемориальной таблички разработан Анатолием Елисеевым.
Источники информации:
- Журнал боевых действий 6 ИАК ПВО
- Сведения Надежды Лобановой (ПО "Беркут")