Александров Георгий Петрович
Экипаж:
младший лейтенант Александров Георгий ПетровичАвиаполк:
147-й истребительный авиаполкДата катастрофы:
12 марта 1941 годаСамолет:
И-15бис № 4368Мотор:
М-25В № 1913884Дата установки:
8 августа 2021 годаМесто установки:
Мурманская область, Кольский районКем установлен:
МИГ "Прерванный полет" и ФПАД России (Мурманское отделение)Место падения самолета И-15бис, на берегу реки Тулома поисковикам было известно давно, но до недавнего времени обстоятельства потери и имя летчика оставались не известными. Благодаря архивным данным, предоставленным историком авиации Михаилом Тиминым, удалось установить, что на этом месте 12 марта 1941 года, при выполнении задания по учебному бомбометанию с пикирования на полигоне Юркино погиб младший лейтенант Георгий Петрович Александров.
В аварийном акте есть описание обстоятельств гибели летчика, которое произошло на полигоне Юркино:
Сделав взлет в 11-00 12.3.41 г для выполнения задания упр. №4 зад. №-1 на бомбометание с пикирования младший летчик младший лейтенант АЛЕКСАНДРОВ прилетев в 11.15 на полигон с разворота на 900 ввел самолет в пикирование.
При наблюдении с земли установлено угол пикирования 50-600 , начало пикирования 1100-1200 м.. Пропикировав 100-150 м. самолет начал разваливаться. По наблюдению с земли от самолета отделилось что-то крупное - нужно полагать плоскость, за этим произошло дальнейшее разрушение на мелкие части. При осмотре на месте установлены части самолета: плоскости, правая верхняя, правая нижняя, левая нижняя, левая верхняя без части переднего ланжерона от центроплана до стойки, центроплан, дверки правой кабины, три моторных капота найдены разбросанными на площади до 450 м. от места падения фюзеляжа самолета. Фюзеляж с мотором и частью левого лонжерона, килем, рулем поворота при ударе о землю сгорели. Летчик найден 15 метров от места падения фюзеляжа, с поврежденной лобовой частью черепа, в тяжелом состоянии доставлен в больницу, где и скончался.
При расследовании причин катастрофы самолета И-15б № 4368 было сделано предположение, что в результате разрушения переднего нижнего узла несущих лент правой полукоробки, произошел отрыв правой верхней плоскости и дальнейшее разрушения самолета. Причиной этому послужила недоброкачественность металла узла и разрушение его могло произойти из-за неравномерности несущих лент полукоробки.
Георгий Петрович Александров родился 10 июня 1921 года в дер. Хлынино Михайловского р-на Курской обл.
Не женат. Член ВЛКСМ с 1937 года.
В 1937 году окончил 7 классов. г. Ленинград
В 1938 г по окончании ленинградской школы ФЗУ получил специальность - слесарь.
В РККА с 7 февраля 1939 года.
В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище.
28 января 1940 г. присвоено звание мл. лейтенант.
С 26 июня 1940 г. - младший летчик 163 РАП. Сведений о начале службы в 147 ИАП нет.
Погиб при катастрофе самолета 12 марта 1941 года.
Памятный знак на месте гибели мл. лейтенанта Александрова Георгия Петровича установлен во время проведения мемориальной экспедиции "Заполярье -2021" группой "Прерванный полет" и мурманским профсоюзом авиадиспетчеров России (ФПАД России) 8 августа 2021 года.
Макет мемориальной таблички разработан Елизаветой Александровной Немировой
Основание изготовлено компанией "Альпстрой" (г. Мурманск)
Финансовая и организационная поддержка ФПАД России (Мурманск)
Источники информации:
- Материалы катастрофы самолета И-15 № 4368 147-го ИАП
- Сведения Андрея Копыткова
- Учетно-послужная карточка