Аникин Александр Михайлович
Экипаж:
Гвардии старшина Аникин Александр МихайловичАвиаполк:
2-й Гвардейский истребительный авиационный полк ВВС СФДата катастрофы:
14 марта 1943 годаСамолет:
Р-39 "Airacobra" № BX-349Дата установки:
14 августа 2024 годаМесто установки:
Мурманская область, Кольский районКем установлен:
Установлен: МИГ "Прерванный полет", ПИГРА "Икар" и канал "ТактикМедиа"Место падения советского истребителя «Аэрокобра» было обнаружено в 90-х годах мурманским рыбаком Андреем Вагиным в районе Урдозеро. Он же нашел зажатый в обломках лист документа (сертификат безопасности), на котором был указан номер самолета - ВХ 349 - и передал информацию поисковикам из группы «Икар».
Согласно донесению пограничников, обломки разбитого самолета были найдены 20 апреля 1943 года. В обломках самолета был обнаружен труп пилота Аникина А.М. Изъятые документы, пистолет ТТ и парашют высланы командованию 2-го ГИАП, где служил погибший летчик.
Так как квадрат, указанный в донесении пограничников, соответствовал квадрату находки Андрея Вагина, то можно с уверенностью сказать, что найденные им фрагменты самолета принадлежат «Аэрокобре» на которой с боевого задания не вернулся летчик-истребитель 2-го ГКАП Северного флота Гвардии старшина Аникин Андрей Михайлович. Подтверждением тому, найденный на одном из фрагментов номер самолета - ВХ 349.
Изучая архивные документы, Валерий Петрович и Владимир Валерьевич Чернышовы (ПИГРА «ИКАР») выяснили обстоятельства гибели старшины Аникина:
14.03.1943 года постами ВНОС было обнаружено, что немецкие летчики ведут поиск самолета Ju.88A-4 №2298, 4D+IB из штаба I группы KG 30, который был подбит зенитной артиллерией и совершил вынужденную посадку в районе Урдозеро за день до этого. Для предотвращения эвакуации самолета и экипажа были высланы три «Аэрокобры» во главе с Гвардии капитаном Покровским.
Проводя свободную охоту в районе Урдозера группа Покровского была встречена истребителями противника (10-12 Me-109), действовавшими парами. Не имея в запасе высоты, наши летчики были вынуждены принять воздушный бой в невыгодных для себя условиях. На свой аэродром вернулся только капитан Покровский, заявив об одном сбитом Ме-109. Самолет Гвардии старшего сержанта Гредюшко Е.А. был сбит, летчик был подобран наземными службами и доставлен в госпиталь. Гвардии старшина Андрей Михайлович Аникин после первой атаки оторвался от ведущего и больше его не видели…
Можно добавить, что самолет Гвардии старшего сержанта Гредюшко был поднят из Урдозеро в августе 2009 года поисковой группой «Икар», а точнее то, что от него осталось после вынужденной посадки: крылья, а также центроплан с противокапотажной рамой и стойками шасси, которые переданы в экспозицию музея авиации в п. Сафоново, где и находятся в настоящее время. Хвостовое оперение, воздушный винт, двигатель и капоты были вывезены, по всей видимости еще во время войны.
Что касается погибшего летчика, найденного советскими пограничниками, то в их донесении нет каких-либо сведений о том, где он был похоронен. Во время работ, которые проводились группой «Икар» в 1998 году и в начале 2000-х, на месте гибели старшины Андрея Аникина, никаких костных останков не обнаружено. Так же не найдена и его могила, если предположить, что он был похоронен пограничниками возле самолета.
14 августа 2024 года, мемориально-исследовательской группой «Прерванный полет», поисковой группой «Икар» (г. Кола) и военно-историческим каналом «ТактикМедиа», при участии Константина Филиппова на месте гибели летчика-североморца Андрея Михайловича Аникина была установлена мемориальная табличка.
Координаты указаны приблизительно!
Макет мемориальной таблички разработан Елизаветой Александровной Немировой
Финансовая поддержка ФПАД России (Мурманск), канал "ТактикМедиа"
Организационная поддержка Компания"Альпстрой" (г. Мурманск)