Аникин Александр Михайлович

Аникин Александр Михайлович
Да

Экипаж:

Гвардии старшина Аникин Александр Михайлович

Авиаполк:

2-й Гвардейский истребительный авиационный полк ВВС СФ

Дата катастрофы:

14 марта 1943 года

Самолет:

Р-39 "Airacobra" № BX-349

Дата установки:

14 августа 2024 года

Место установки:

Мурманская область, Кольский район

Кем установлен:

Установлен: МИГ "Прерванный полет", ПИГРА "Икар" и канал "ТактикМедиа"

Место падения советского истребителя «Аэрокобра» было обнаружено в 90-х годах мурманским рыбаком Андреем Вагиным в районе Урдозеро. Он же нашел зажатый в обломках лист документа (сертификат безопасности), на котором был указан номер самолета - ВХ 349 - и передал информацию поисковикам из группы «Икар».

Согласно донесению пограничников, обломки разбитого самолета были найдены 20 апреля 1943 года. В обломках самолета был обнаружен труп пилота Аникина А.М. Изъятые документы, пистолет ТТ и парашют высланы командованию 2-го ГИАП, где служил погибший летчик.

Так как квадрат, указанный в донесении пограничников, соответствовал квадрату находки Андрея Вагина, то можно с уверенностью сказать, что найденные им фрагменты самолета принадлежат «Аэрокобре» на которой с боевого задания не вернулся летчик-истребитель 2-го ГКАП Северного флота Гвардии старшина Аникин Андрей Михайлович.  Подтверждением тому, найденный на одном из фрагментов номер самолета - ВХ 349.

Изучая архивные документы, Валерий Петрович и Владимир Валерьевич Чернышовы (ПИГРА «ИКАР») выяснили обстоятельства гибели старшины Аникина:

14.03.1943 года постами ВНОС было обнаружено, что немецкие летчики ведут поиск самолета Ju.88A-4 №2298, 4D+IB из штаба I группы KG 30, который был подбит зенитной артиллерией и совершил вынужденную посадку в районе Урдозеро за день до этого. Для предотвращения эвакуации самолета и экипажа были высланы три «Аэрокобры» во главе с Гвардии капитаном Покровским.


Проводя свободную охоту в районе Урдозера группа Покровского была встречена истребителями противника (10-12 Me-109), действовавшими парами. Не имея в запасе высоты, наши летчики были вынуждены принять воздушный бой в невыгодных для себя условиях. На свой аэродром вернулся только капитан Покровский, заявив об одном сбитом Ме-109. Самолет Гвардии старшего сержанта Гредюшко Е.А. был сбит, летчик был подобран наземными службами и доставлен в госпиталь. Гвардии старшина Андрей Михайлович Аникин после первой атаки оторвался от ведущего и больше его не видели…


Можно добавить, что самолет Гвардии старшего сержанта Гредюшко был поднят из Урдозеро в августе 2009 года поисковой группой «Икар», а точнее то, что от него осталось после вынужденной посадки: крылья, а также центроплан с противокапотажной рамой и стойками шасси, которые переданы в экспозицию музея авиации в п. Сафоново, где и находятся в настоящее время. Хвостовое оперение, воздушный винт, двигатель и капоты были вывезены, по всей видимости еще во время войны.


Что касается погибшего летчика, найденного советскими пограничниками, то в их донесении нет каких-либо сведений о том, где он был похоронен. Во время работ, которые проводились группой «Икар» в 1998 году и в начале 2000-х, на месте гибели старшины Андрея Аникина, никаких костных останков не обнаружено. Так же не найдена и его могила, если предположить, что он был похоронен пограничниками возле самолета.


14 августа 2024 года, мемориально-исследовательской группой «Прерванный полет», поисковой группой «Икар» (г. Кола) и военно-историческим каналом «ТактикМедиа», при участии Константина Филиппова на месте гибели летчика-североморца Андрея Михайловича Аникина была установлена мемориальная табличка.

 Координаты указаны приблизительно!


Макет мемориальной таблички разработан Елизаветой Александровной Немировой

Финансовая поддержка ФПАД России (Мурманск), канал "ТактикМедиа"

Организационная поддержка Компания"Альпстрой" (г. Мурманск)

Фотогалерея:

DZ7Axx-AfmU _3fhV6CKWjE MWLATZwG9ZQ PBes3CRtths
68.944778987, 32.035920264
Красная звезда