Меев Анатолий Иванович
Экипаж:
Младший лейтенант Галдин В.И. (спасся на парашюте)Старший сержант Роленко Н.Г. (спасся на парашюте)Сержант Меев Анатолий Иванович (погиб)Авиаполк:
118-й разведывательный авиаполк ВВС Северного флотаДата катастрофы:
11 января 1942 годаСамолет:
МБР-2 №163188Мотор:
№3619Дата установки:
10 сентября 2018 годаМесто установки:
Мурманская область, ЗАТО ЗаозерскКем установлен:
МИГ "Прерванный полет", ПИГРА "ИКАР"Место падения самолёта МБР-2 было впервые обследовано поисково-исследовательской группой «Икар» ещё в 1990х годах. Были обнаружены обгоревшие стойки шасси, разбитые фрагменты двигателя и немногочисленные куски обшивки, что дало возможность сделать вывод - самолёт взорвался при ударе о землю и сгорел. Спустя несколько лет при повторном обследовании удалось обнаружить несколько обломков с выгравированным номером 188, а также части двигателя с номером 3619.
В результате архивной работы поисковикам удалось установить, что самолёт МБР-2 с номером 163188 входил в состав 118-го разведывательного авиаполка ВВС СФ и не вернулся с боевого задания 11 января 1942 года. При этом, согласно оперативной сводке штаба ВВС СФ, из всего экипажа не вернулся только стрелок-радист – сержант Маев.
Из оперативной сводки штаба ВВС СФ №11 к 00.00 12.01.1942 года:
«118 АП 6 МБР-2, 2 У-2 наносили бомбардировочные удары по войскам и артбатареям противника в районе Бол. Западная Лица. <…> Один МБР-2 при выполнении боевого задания подбит ЗА противника. Экипаж, на своей территории, выбросился на парашютах.»
Выписка из оперативной сводки штаба ВВС СФ от 16.01.1942 года:
«Не вернувшийся ночью 11.01.42 г. экипаж МБР-2 прибыл в часть в составе пилота младшего лейтенанта Галдина и стрелка-бомбардира старшего сержанта Роленко. По докладу экипажа самолёт после выполнения боевого задания имел прямое попадание снаряда ЗА в хвостовую часть. Экипаж выбросился на парашютах. Имеются обморожения. Судьба стрелка-радиста сержанта Маева неизвестна.»
В сентябре 2008 года житель города Заозёрск Мурманской области Владимир Дмитриевич Сёма (ныне участник группы «Икар») сообщил об обнаружении на месте катастрофы человеческих костей. Практически сразу были проведены дополнительные поисковые работы, в результате которых были найдены останки пропавшего члена экипажа. Исходя из того, что среди них были обнаружены части парашютной системы, поисковики сделали предположение, что стрелок-радист был убит ещё в воздухе.
Найденные на месте падения гидросамолёта МБР-2 останки погибшего были торжественно с воинскими почестями захоронены в Долине Славы в 2009 году.
В 2011 году, в ходе работы в Центральном военно-морском архиве гор. Гатчина Ленинградской области, руководителю группы «Икар» Валерию Петровичу Чернышову удалось отыскать дополнительные документы по личности стрелка-радиста. Оказалось, что в упомянутых ранее документах содержалась ошибка, и стрелком-радистом экипажа МБР-2 №188 являлся сержант 118-го отдельного морского дальне-разведывательного авиационного полка Меев Анатолий Иванович, 1919 года рождения, уроженец дер. Кочино Вологодской области.
На основании уточнённых данных, с привлечением поисковиков Вологодской области, удалось установить, что в пос. Нифантово Шекснинского района Вологодской области проживает племянница лётчика Меева – Колесова Татьяна Николаевна. Разыскать её удалось преподавателю Нифантовской общеобразовательной школы – Заводовой Елене Анатольевне и руководителю школьного музея Беляевой Галине Ивановне. В 2012 году все трое в сопровождении участников группы «Икар» посетили могилу сержанта Анатолия Меева.
Памятный знак на месте падения самолёта установлен 10 сентября 2018 года МИГ "Прерванный полет" и ПИГРА "ИКАР" при участии Павла Крюкова.
Макет мемориальной таблички разработан Анатолием Елисеевым.
Финансовая и транспортная поддержка - ПИГРА "Икар"
Источники информации:
- Сведения Владимира Чернышова (ПИГРА "ИКАР")