Меев Анатолий Иванович

Меев Анатолий Иванович
Да

Экипаж:

Младший лейтенант Галдин В.И. (спасся на парашюте)Старший сержант Роленко Н.Г. (спасся на парашюте)Сержант Меев Анатолий Иванович (погиб)

Авиаполк:

118-й разведывательный авиаполк ВВС Северного флота

Дата катастрофы:

11 января 1942 года

Самолет:

МБР-2 №163188

Мотор:

№3619

Дата установки:

10 сентября 2018 года

Место установки:

Мурманская область, ЗАТО Заозерск

Кем установлен:

МИГ "Прерванный полет", ПИГРА "ИКАР"

Место падения самолёта МБР-2 было впервые обследовано поисково-исследовательской группой «Икар» ещё в 1990х годах. Были обнаружены обгоревшие стойки шасси, разбитые фрагменты двигателя и немногочисленные куски обшивки, что дало возможность сделать вывод - самолёт взорвался при ударе о землю и сгорел. Спустя несколько лет при повторном обследовании удалось обнаружить несколько обломков с выгравированным номером 188, а также части двигателя с номером 3619.


В результате архивной работы поисковикам удалось установить,  что самолёт МБР-2 с номером 163188 входил в состав 118-го разведывательного авиаполка ВВС СФ и не вернулся с боевого задания 11 января 1942 года. При этом, согласно оперативной сводке штаба ВВС СФ, из всего экипажа не вернулся только стрелок-радист – сержант Маев.

Из оперативной сводки штаба ВВС СФ №11 к 00.00 12.01.1942 года:
 «118 АП 6 МБР-2, 2 У-2 наносили бомбардировочные удары по войскам и артбатареям противника в районе Бол. Западная Лица. <…> Один МБР-2 при выполнении боевого задания подбит ЗА противника. Экипаж, на своей территории, выбросился на парашютах.»


Выписка из оперативной сводки штаба ВВС СФ от 16.01.1942 года:
 «Не вернувшийся ночью 11.01.42 г. экипаж МБР-2 прибыл в часть в составе пилота младшего лейтенанта Галдина и стрелка-бомбардира старшего сержанта Роленко. По докладу экипажа самолёт после выполнения боевого задания имел прямое попадание снаряда ЗА в хвостовую часть. Экипаж выбросился на парашютах. Имеются обморожения. Судьба стрелка-радиста сержанта Маева неизвестна.»

В сентябре 2008 года житель города Заозёрск Мурманской области Владимир Дмитриевич Сёма (ныне участник группы «Икар») сообщил об обнаружении на месте катастрофы человеческих костей. Практически сразу были проведены дополнительные поисковые работы, в результате которых были найдены останки пропавшего члена экипажа. Исходя из того, что среди них были обнаружены части парашютной системы, поисковики сделали предположение, что стрелок-радист был убит ещё в воздухе.


Найденные на месте падения гидросамолёта МБР-2 останки погибшего были торжественно с воинскими почестями захоронены в Долине Славы в 2009 году.


В 2011 году, в ходе работы в Центральном военно-морском архиве  гор. Гатчина Ленинградской области, руководителю группы «Икар» Валерию Петровичу Чернышову удалось отыскать дополнительные документы по личности стрелка-радиста. Оказалось, что в упомянутых ранее документах содержалась ошибка, и стрелком-радистом экипажа МБР-2 №188 являлся сержант 118-го отдельного морского дальне-разведывательного авиационного полка Меев Анатолий Иванович, 1919 года рождения, уроженец дер. Кочино Вологодской области.


На основании уточнённых данных, с привлечением поисковиков Вологодской области, удалось установить, что в пос. Нифантово Шекснинского района Вологодской области проживает племянница лётчика Меева –  Колесова Татьяна Николаевна. Разыскать её удалось преподавателю Нифантовской общеобразовательной школы – Заводовой  Елене Анатольевне и руководителю школьного музея Беляевой Галине Ивановне. В 2012 году все трое в сопровождении участников группы «Икар» посетили могилу сержанта Анатолия Меева.


Памятный знак на месте падения самолёта установлен 10 сентября 2018 года МИГ "Прерванный полет" и ПИГРА "ИКАР" при участии Павла Крюкова.

Макет мемориальной таблички разработан Анатолием Елисеевым.
Финансовая и транспортная поддержка - ПИГРА "Икар"

Источники информации:

  1. Сведения Владимира Чернышова (ПИГРА "ИКАР")

Фотогалерея:

2 3 4
69.37056000, 32.28806000
Красная звезда