Калинкин Борис Васильевич
Экипаж:
Младший лейтенант Калинкин Борис ВасильевичАвиаполк:
2-й Гвардейский истребительный авиаполк ВВС Северного флотаДата катастрофы:
17 августа 1944 годаСамолет:
P-39 Q-15 "Aircobra" №42204Дата установки:
1 сентября 2017 годаМесто установки:
Мурманская область, Печенгский районКем установлен:
МИГ "Прерванный полет", ПО "Петсамо"В самом начале 2000-х Альберт Ничипорук (ПО «Петсамо») услышал про обломки самолета, лежащие на берегу озера недалеко от города Заполярный. При обследовании места выяснилось, что там упал советский истребитель североамериканского производства P-39Q-15 «Аэрокобра». Был найден серийный номер самолета: 42204.
При повторном осмотре 10 августа 2001 года были найдены фрагменты останков летчика.
Юрием Бидненко (ПО «Петсамо») через главу администрации г. Заполярный был подан запрос в Центральный военно-морской архив и в июне 2002 года получен ответ, где в частности значилось, что в завязавшемся бою во время блокирования аэродрома Луостари было
потеряно два самолета P-39 с серийными номерами 128 и 42204, и погибли два летчика из 2 ГИАКП – Калинкин и Заподобников.
Также в документах ЦВМА говорится, что Заподобников на подбитом самолете перелетел на свою территорию и упал далеко от места боя, значит на P-39 № 42204, найденном в районе г. Заполярный, недалеко от которого до сих пор находится бывший аэродром Луостари, вылетал и погиб Гвардии младший лейтенант Борис Васильевич Калинкин.
18 октября 2002 года останки летчика захоронены на воинском кладбище в г. Заполярный Печенгского р-на Мурманской обл.
Калинкин Борис Васильевич родился 18 апреля 1923 года в селе Канино Сапожковского района Московской области.
Член ВЛКСМ с 1939 г.
Призывался в армию в мае 1941 г. Сузунским РВК Новосибирской обл.
В составе 2 ГИАКП ВВС Северного Флота – с июля 1944 г.
17 августа 1944 года Гв. мл. лейтенант Калинкин погиб в воздушном бою в районе вражеского аэродрома Луостари.
В Центральном военно-морском архиве сохранились сведения о последнем бое Бориса Калинкина:
«...17 августа 1944 г. авиация КСФ наносила удар по порту противника Киркенес. Для обеспечения этого удара 8 самолетов "Киттихаук" [неофициальное название ряда модификаций американского истребителя P-40] под прикрытием 14 самолетов "Аэрокобра" блокировали вражеский аэродром Луостари. В завязавшемся воздушном бою сбито 7 "Me-109" и два самолета "Аэрокобра" №№ 128 и 42204.»
Еще:
«17.08.44 Блокирование АЭ Луостари 8 P-40 (78 ИАП) и 14 P-39 (2 ГКАП) с одновременным бомбардировочным ударом по летному полю. В р-не цели встретили самолеты пр-ка с нескольких направлений и на различных высотах – на одной высоте и ниже себя. Все наши самолеты были связаны боем в составе четверок. Ведущим группы была дана команда: "Бить самолеты пр-ка на взлете. Четверке оставаться на верху, остальным вниз". Команда была выполнена. В конце боя командиром АП была подана команда: "С боем отходить на свою территорию".
Летчик гв.л-нт Заподобников... после бомбардировочного удара "Китихауков" в составе своей группы P-39 вступил в бой с истребителями пр-ка. В рез-те боя сбил 1 Me-109. Во время атаки был обстрелян и подбит огнем ЗА пр-ка. На выходе из атаки по радио сообщил: "Подбит, прикройте". Получив прикрытие, развернулся и пошел в сторону своего аэродрома. Перелетев линию фронта, с H=2000 м сорвался в штопор и упал в р-не 51-го км.
Летчик гв.мл.л-нт Калинкин... оторвался от своей группы и был атакован и сбит истребителями пр-ка. Самолет упал в 4 км западнее АЭ Луостари.»
В рамках экспедиции «Заполярье-2017» группой «Прерванный полет» (Виктор Рыбьяков, Анатолий Елисеев, Сергей Дубровин), при участии Марии Бояровой 1 сентября 2017 года был установлен памятный знак.
Макет мемориальной таблички разработан Анатолием Елисеевым.
Финансовая поддержка: "Поисковое движение России"
Координаты на карте указаны приблизительно!
Источники информации:
- Сведения Альберта Ничипорука и Юрия Бидненко
- ЦВМА, Ф.12, оп.1 д.935 л.л. 172,174