Колегаев Александр Семенович
Экипаж:
Колегаев Александр СеменовичАвиаполк:
20 Гвардейский истребительный авиаполкДата катастрофы:
13 декабря 1943 года.Самолет:
P-40 К "Kittyhawk" №1167Мотор:
"Allison" №85341Дата установки:
5 сентября 2015 годаМесто установки:
Мурманская область, Кольский районКем установлен:
МИГ "Прерванный полет", ПИГРА "Икар", ПО "Петсамо"Обломки истребителя P-40K североамериканской фирмы Curtiss-Wright, на котором пропал Александр Колегаев были обследованы осенью 2008 года членами поисковой группы «Икар» из Заозерска. Был найден заводской номер самолета – 1167. По документам полка было установлено, что этот самолет потерян 13.12.1943 года, а вылетел на нем Гвардии младший лейтенант Колегаев. Останки летчика на месте падения не обнаружены. Они могли быть захоронены немцами где-то поблизости. В 1943 году там был немецкий тыл.
Ранее примерно в трех километрах от места падения самолета Александра Колегаева поисковой группой «Икар» были обнаружены обломки еще одного P-40K. Позднее удалось установить, что на этом самолете в последний полет вылетел ведущий Колегаева Герой Советского Союза Гвардии капитан Алексей Хлобыстов.
Колегаев Александр Семенович родился 11 октября 1921 года в городе Белгород Курской (на то время) области и проживал в слободе Савино, улица Калинина, 22.
В 1940 году окончил 10 классов школы.
С 6 ноября 1940 по 14 июля 1942 – курсант Чугуевской военной авиашколы пилотов.
По окончании авиашколы в звании сержанта откомандирован в распоряжение командующего ВВС Карельского фронта.
С 8.5.1943 – пилот 20 Краснознаменного Гвардейского ИАП.
4 ноября 1943 присвоено звание Гвардии младший лейтенант.
3 декабря 1943 года в 11 часов 13 мин. с аэродрома Мурмаши Гвардии младший лейтенант Колегаев вылетел ведомым командира эскадрильи Героя Советского Союза Гвардии капитана Хлобыстова. Из этого полета они не вернулись. На следующий день парой Алексеев - Делаев была предпринята попытка поиска самолетов, но из-за плохих метеоусловий летчики вернулись на свой аэродром.
В акте расследования причин летных боевых потерь боевая задача Хлобыстову и Колегаеву на их последний вылет описана так:
«...методом свободной «охоты» по дорогам Мурманского направления уничтожать автомашины, войска и склады противника. Районы, насыщенные ЗА [зенитная артиллерия] и МЗА [малокалиберная зенитная артиллерия] обходить и избегать прямолинейных полётов. Встречи с истребителями противника избегать, при ухудшении погоды возвращаться на аэродром.»
В этом же документе сказано, что
«Аналогичную задачу выполняли 9.12.43 г. Сколоченность пары хорошая». и даются сведения о количестве боевых вылетов и налете: «…налёт на «Киттихоуке» - 9 час. 10 мин., общий налёт – 129 час. 00 мин., начал выполнять боевую работу в 1943 году, подготовлен хорошо, имеет 4 боевых вылета (налёт 3 часа 10 мин.).
Но в журнале боевой работы 20 ГИАП есть запись, что 9 декабря 1943 года действительно два самолета вылетало на "свободную охоту", только пара Хлобыстов – Михайлов. Эти же сведения указаны также в дневнике полка и в журнале боевых действий .В указанных документах имеется информация только о трех, включая последний, боевых вылетах в которых принимал участие Александр Колегаев:
10 ноября 1943 года четыре «Киттихоук» вылетели на перехват Ю-88 в район Рестикента – встречи с противником не было. (налет 1 час 03 мин.)
25 ноября 1943 года десять самолетов «Киттихоук» 20 ГИАП сопровождало самолеты Ил-2 на штурмовку аэродрома Луостари (налет 1 час 13 минут).
Предполагаемые причины гибели Гвардии капитана Хлобыстова и Гвардии младшего лейтенанта Колегаева, указанные в акте расследования:
«По докладу командования наземных войск после пролёта наших самолётов на территорию противника с района выс. 105,3 был слышен большой силы взрыв, после наблюдали падение горящего самолёта. Предположительно ведущий гвардии капитан ХЛОБЫСТОВ пулемётным огнём взорвал склад боеприпасов и подорвался сам на взрывной волне или, будучи подбит и сам ранен, направил свой самолёт в склад, взорвал его и сам погиб, ведомый гвардии младший лейтенант КОЛЕГАЕВ был сбит ЗА»
В Журнале боевых действий 6 горно-егерской дивизии есть запись, что в этот день два самолета штурмовали немецкий укрепленный пункт "Зеенэнге", с высоты всего 150 м, и были обстреляны зенитными пулеметами. С земли наблюдалось множество попаданий. Оба самолета упали в районе 38 км Русской дороги (В настоящее время -федеральная трасса "Кола"). Указанный в немецких документах квадрат TQ4c полностью совпадает с местом, где поисковиками были обнаружены обломки самолетов Хлобыстова и Колегаева.
Памятный знак был установлен группой "Прерванный полет" совместно с Владимиром Чернышовым (ПГ "ИКАР", г. Заозерск), Альбертом Ничипорук (ПО "Петсамо", г. Заполярный), Константином Титаренко (г. Мурманск) и Сергеем Дубровиным (п. Мурмаши).
Макет мемориальной таблички разработан Анатолием Елисеевым.
Источники информации:
- Журнал боевой работы (ЦАМО ф. 20 ГИАП оп. 208403 д. 40 л.41)
- Дневник 20 ГИАП (ЦАМО ф. 20 ГИАП оп. 208403 д. 35 л. 96)
- Журнал боевых действий (ЦАМО ф. 20 ГИАП оп. 207653 д. 3 л. 40)
- Материалы по авариям и катастрофам (ЦАМО ф. 258 ИД, оп.2, д.4, л. 699-700)
- Сведения Константина Титаренко
- Сведения Владимира Чернышова
- Сведения Игоря Борисенко