Колегаев Александр Семенович

Колегаев Александр Семенович
Да

Экипаж:

Колегаев Александр Семенович

Авиаполк:

20 Гвардейский истребительный авиаполк

Дата катастрофы:

13 декабря 1943 года.

Самолет:

P-40 К "Kittyhawk" №1167

Мотор:

"Allison" №85341

Дата установки:

5 сентября 2015 года

Место установки:

Мурманская область, Кольский район

Кем установлен:

МИГ "Прерванный полет", ПИГРА "Икар", ПО "Петсамо"

Обломки истребителя P-40K североамериканской фирмы Curtiss-Wright, на котором пропал Александр Колегаев были обследованы осенью 2008 года членами поисковой группы «Икар» из Заозерска. Был найден заводской номер самолета – 1167. По документам полка было установлено, что этот самолет потерян 13.12.1943 года, а вылетел на нем Гвардии младший лейтенант Колегаев. Останки летчика на месте падения не обнаружены. Они могли быть захоронены немцами где-то поблизости. В 1943 году там был немецкий тыл.

Ранее примерно в трех километрах от места падения самолета Александра Колегаева поисковой группой «Икар» были обнаружены обломки еще одного P-40K. Позднее удалось установить, что на этом самолете в последний полет вылетел ведущий Колегаева  Герой Советского Союза Гвардии капитан Алексей Хлобыстов.

Колегаев Александр Семенович родился 11 октября 1921 года в городе Белгород Курской (на то время) области и проживал в слободе Савино, улица Калинина, 22.
В 1940 году окончил 10 классов школы.
С 6 ноября 1940 по 14 июля 1942 – курсант Чугуевской военной авиашколы пилотов.
По окончании авиашколы в звании сержанта откомандирован в распоряжение командующего ВВС Карельского фронта.
С 8.5.1943 – пилот 20 Краснознаменного Гвардейского ИАП.
4 ноября 1943 присвоено звание Гвардии младший лейтенант.

3 декабря 1943 года в 11 часов 13 мин. с аэродрома Мурмаши  Гвардии младший лейтенант Колегаев вылетел ведомым  командира эскадрильи Героя Советского Союза Гвардии капитана Хлобыстова. Из этого полета они не вернулись. На следующий день парой Алексеев - Делаев была предпринята попытка поиска самолетов, но из-за плохих метеоусловий  летчики вернулись на свой аэродром.

В акте расследования причин летных боевых потерь боевая задача Хлобыстову и Колегаеву на их последний вылет описана так:

«...методом свободной «охоты» по дорогам Мурманского направления уничтожать автомашины, войска и склады противника. Районы, насыщенные ЗА [зенитная артиллерия] и МЗА [малокалиберная зенитная артиллерия] обходить и избегать прямолинейных полётов. Встречи с истребителями противника избегать, при ухудшении погоды возвращаться на аэродром.»

В этом же документе сказано, что

«Аналогичную задачу выполняли 9.12.43 г. Сколоченность пары хорошая». и даются сведения о количестве боевых вылетов и налете: «…налёт на «Киттихоуке» - 9 час. 10 мин., общий налёт – 129 час. 00 мин., начал выполнять боевую работу в 1943 году, подготовлен хорошо, имеет 4 боевых вылета (налёт 3 часа 10 мин.).

Но в журнале боевой работы 20 ГИАП есть запись, что 9 декабря 1943 года действительно два самолета вылетало на "свободную охоту", только пара Хлобыстов – Михайлов. Эти же сведения указаны также в дневнике полка и в журнале боевых действий .В указанных документах имеется информация только о трех, включая последний, боевых вылетах в которых принимал участие Александр Колегаев:

10 ноября 1943 года четыре «Киттихоук» вылетели на перехват Ю-88 в район Рестикента – встречи с противником не было. (налет 1 час 03 мин.)

25 ноября 1943 года десять самолетов «Киттихоук» 20 ГИАП сопровождало самолеты Ил-2 на штурмовку аэродрома Луостари (налет 1 час 13 минут).

Предполагаемые причины гибели Гвардии капитана Хлобыстова и Гвардии младшего лейтенанта Колегаева, указанные в акте расследования:

«По докладу командования наземных войск после пролёта наших самолётов на территорию противника с района выс. 105,3 был слышен большой силы взрыв, после наблюдали падение горящего самолёта. Предположительно ведущий гвардии капитан ХЛОБЫСТОВ пулемётным огнём взорвал склад боеприпасов и подорвался сам на взрывной волне или, будучи подбит и сам ранен, направил свой самолёт в склад, взорвал его и сам погиб, ведомый гвардии младший лейтенант КОЛЕГАЕВ был сбит ЗА»

В Журнале боевых действий 6 горно-егерской дивизии есть запись, что в этот день два самолета штурмовали немецкий укрепленный пункт "Зеенэнге", с высоты всего 150 м, и были обстреляны зенитными пулеметами. С земли наблюдалось множество попаданий.  Оба самолета упали в районе 38 км Русской дороги (В настоящее время -федеральная трасса "Кола"). Указанный в немецких документах квадрат TQ4c полностью совпадает с местом, где поисковиками были обнаружены обломки самолетов Хлобыстова и Колегаева.


Памятный знак был установлен  группой "Прерванный полет" совместно с Владимиром Чернышовым (ПГ "ИКАР", г. Заозерск), Альбертом Ничипорук (ПО "Петсамо", г. Заполярный), Константином Титаренко (г. Мурманск) и Сергеем Дубровиным (п. Мурмаши).


Макет мемориальной таблички разработан Анатолием Елисеевым. 

Источники информации:

  1. Журнал боевой работы (ЦАМО ф. 20 ГИАП оп. 208403 д. 40 л.41)
  2. Дневник 20 ГИАП (ЦАМО ф. 20 ГИАП оп. 208403 д. 35 л. 96)
  3. Журнал боевых действий (ЦАМО ф. 20 ГИАП оп. 207653 д. 3 л. 40)
  4. Материалы по авариям и катастрофам (ЦАМО ф. 258 ИД, оп.2, д.4, л. 699-700)
  5. Сведения Константина Титаренко
  6. Сведения Владимира Чернышова
  7. Сведения Игоря Борисенко

Фотогалерея:

2 3 5 Kolegaev_upk Semja_Kolegaevyh_1937 Sfotografirovany_v_1935_godu
69.44763000, 31.97041000
Красная звезда