Соколенков Сергей Николаевич
Экипаж:
Старший лейтенант Соколенков Сергей НиколаевичАвиаполк:
145-й истребительный авиаполкДата катастрофы:
4 августа 1941 годаСамолет:
ЛаГГ-3 № 3121410Мотор:
М-105п №125-335Дата установки:
27 августа 2017 годаМесто установки:
Мурманская область, Кольский районКем установлен:
ПО «Петсамо»По словам местных поисковиков, про обломки советского самолета в районе оз. Медвежье было известно давно, но почему-то считалось, что это Ил-2. Позже все-таки было установлено, что самолет был – ЛаГГ-3. Михаил Борисенко из Заполярного был на месте и фотографировал обломки. Он и рассказал о самолете поисковику из отряда «Петсамо» Юрию Бидненко.
В 2007 году Братья Алексей и Юрий Бидненко не сразу, но нашли место гибели самолета. Там они обнаружили останки летчика, перепутанные стропами парашюта. Среди обломков самолета на щитках, закрывающих ниши шасси был найден продублированный заводской номер самолета.
То, что это самолет Сергея Соколенкова из 145 ИАП поисковикам сообщил, основываясь на своих данных, мурманский историк Юрий Рыбин. Далее был сделан официальный запрос в ЦАМО, откуда пришло подтверждение, что на самолете ЛаГГ-3 № 3121410, мотор М-105п № 125-335 пропал без вести ст. лейтенант Соколенков.
В дальнейшем место катастрофы обследовалось неоднократно. Валерий Петрович Чернышов, возглавляющий поисково-исследовательскую группу раритетной авиации «Икар» (Заозерск-Воронеж) в свою очередь проделал подобный поиск. Результат был тот же: на этом самолете не вернулся с боевого задания ст. л-т Соколенков.
Сергей Николаевич Соколенков родился 17 июня 1916 года в Нижнем Новгороде (Горький). Там у него остались жена Евдокия Кононовна (Кондратьевна), сын и дочь.
В Красной армии – с 10 сентября 1934 (1936) года.
В составе 5 САП, а затем 147 ИАП участвовал в советско-финляндской войне.
В конце мая 1940 года в числе своей эскадрильи переведен в соседний 145 ИАП.
Член ВКП(б).
Первая для Сергея – как и для других летчиков его полка – встреча с новым противником в воздухе описана исследователем Ю. Рыбиным в статье «Служили два товарища…»:
«Лишь на третий день войны, 25 июня, впервые летчики 145-го ИАП встретились с вражескими самолетами. Во второй половине дня звено, во главе со старшим лейтенантом Соколенковым, вылетело по тревоге на перехват трех вражеских бомбардировщиков. В районе Мурманска по сигналу ведущего звено вошло в облака. В самый последний момент лейтенант Звягин увидел самолеты противника и, развернувшись, в одиночку стал нагонять их (напомним, что радиостанциями наши истребители оборудованы не были). Звягин, не утерпев, с большой дистанции открыл огонь. Вражеские бомбардировщики, спикировав к земле, легко оторвались от преследующего их истребителя.
В этот же день, уже после официального объявления Финляндии о вступлении в войну, летчикам третьей эскадрильи было доверено почетное право первыми пересечь государственную границу. В 17:20 пять «ишачков»: летчики старшие лейтенанты Пискарев, Соколенков, лейтенанты Звягин, Небольсин, ведомые капитаном Зайцевым, вылетели на штурмовку взлетно-посадочной полосы в районе Луостари. Но на аэродроме вражеских самолетов не оказалось, лишь несколько фанерных макетов оживляли пустынный пейзаж. Отчасти с досады, а больше для тренировки произвели две атаки по макетам и развернулись на обратный курс. Уже над своей территорией в районе маяка Мишуков группа снизу была атакована истребителями противника. То, к чему так долго готовились и ждали – случилось – летчики 145-го авиаполка впервые в воздухе вступили в боевое соприкосновение с немецкими самолетами. Встав в вираж, наши пилоты осмотрелись и обнаружили, что их атакуют два «мессера», причем один из них двухмоторный. Капитану Зайцеву в течение боя удалось подбить двухмоторный Bf-110, который с дымным шлейфом вышел из боя. Но, в свою очередь, Bf-109 сбил один И-16 и старшему лейтенанту Соколенкову пришлось выброситься с парашютом из горящего истребителя. Несмотря на полученные ожоги, летчик через несколько дней вернулся в строй.»
Исследователь Александр Марданов в своей книге «1941: Воздушная война в Заполярье» описывает общую обстановку на 4 августа 1941 года и также касается последнего боевого вылета Сергея Соколенкова:
«4 августа войска 14-й армии продолжали наступательные действия. Бои велись уже в окопах противника и с применением ручных гранат. В этот день нашим частям в ожесточенных боях удалось захватить первую линию окопов на трех высотах, но немцы на этих высотах очень сильно закрепились и оказывали упорное сопротивление. Наше командование вынуждено было приостановить дальнейшее наступление и начать закрепление на захваченном рубеже. Немцы тем временем подтягивали подкрепление в район боев. В течение дня бомбардировщики СБ и ДБ-3ф 72-го САП выполнили два бомбоудара по штабу и войскам противника. Вылеты были в составе 5 СБ, а также 1 СБ и 2 ДБ-3ф. Сопровождение осуществляли совместно флотские и армейские истребители. В результате бомбардировки наблюдались два пожара и один большой взрыв. В одном из боевых вылетов был потерян первый ЛаГГ-3 [из полученных полком]. Тройка истребителей этого типа вылетела на разведку тыла противника в районе Титовка – Луостари. Разведка была проведена успешно, но в районе озера Чапр экипажи попали в плотную облачность, в которой был потерян ведомый старший лейтенант Соколенков. Летчик на свой аэродром не вернулся, и судьба его неизвестна.»
Согласно архивной справке, в дневнике боевых действий 145 ИАП значится:
«4 августа 1941 г. в теч. дня полк производил полеты на разведку войск противника, сопровождение своих самолетов, прикрытие действий наземных войск и своего базирования.
Три ЛАГГ-3 летчики... Соколенков... вылетали на разведку войск противника, самолеты вошли в облака, при полете в облаках оба ведомых были потеряны, но на обратном пути один из них... пристроился к ведущему, а ст. лейтенант Соколенков с задания не вернулся.»
В 1978 году дочь Сергея Соколенкова Галина Сергеевна Преснова посещала поселок Шонгуй, где в первые годы войны базировался 145 ИАП. Но тогда о судьбе летчика все еще не было ничего известно.
В 2008 году останки Сергея Соколенкова были преданы земле на Аллее Славы в г. Заполярный Печенгского р-на Мурманской обл.
В 2009 году могилу отца и место катастрофы посетила дочь Сергея Николаевича Галина Сергеевна.
27 августа 2017 года в районе Титовки в километре юго-восточнее оз. Медвежьего в Мурманской области поисковики из отряда «Петсамо» – Юрий Бидненко (г. Заполярный) и Александр Воронцов (г. Никель) установили каменную плиту на месте гибели заместителя командира эскадрильи 145 истребительного авиационного полка старшего лейтенанта Соколенкова Сергея Николаевича.
Координаты на карте указаны приблизительно!
Источники информации:
- Юрий Бидненко и Альберт Ничипорук (ПО «Петсамо»)
- Александр Марданов "1941 Воздушная война в Заполярье" М. "Яуза" 2015
- Юрий Рыбин "Служили два товарища" Журнал "Авиация" №5