Кулдин Леонид Григорьевич

Кулдин Леонид Григорьевич
Да

Экипаж:

Полковник Кулдин Леонид Григорьевич

Авиаполк:

1-я воздушная армия

Дата катастрофы:

7 августа 1942 года

Самолет:

Як-1 №5083

Мотор:

М-105 №ПФ 3-482

Дата установки:

30 сентября 2017 года

Место установки:

Смоленская область, Гагаринский район

Леонид Григорьевич Кулдин родился 9 июня 1908 года в городе Иваново-Вознесенске.

В сентябре 1926 года был призван в Красную Армию, направлен на учебу в военно-теоретическую школу ВВС РККА в Ленинграде. После ее окончания был переведен во 2-ю военную школу летчиков им. Осоавиахима, которую окончил в 1928 году по линии «Разведчики», оставлен на переучивание, которое завершил в 1929 году по линии «Истребители».

С мая 1929 года проходил службу младшим летчиком, командиром звена в истребительных частях Белорусского военного округа.
С октября 1932 года проходил обучение на Курсах усовершенствования начсостава при Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского.
В марте 1934 года назначен на должность помощника командира 149-го истребительного авиаполка Ленинградского военного округа.
7 мая 1936 года за отличную боевую подготовку награжден орденом «Красная Звезда».

В июле 1938 года уволен из армии, арестован, находился в следственном изоляторе НКВД по сфабрикованному обвинению «в связях с врагами народа». В декабре 1939 года освобожден из-под стражи с полной реабилитацией. Был восстановлен в кадрах и назначен инспектором по технике пилотирования 20-й истребительной авиабригады.

Член ВКП(б) с 1939 года.

С января 1940 года принимал участие в советско-финляндской войне 1939-1940. Занимал должности помощника командира 59-й истребительной авиабригады, затем – помощника командира 149-го отдельного истребительного авиаполка. Совершил 25 боевых вылетов, лично сбил 3 вражеских самолета.

Из наградного листа:
«Тов. КУЛДИН участник боев с белофиннами, когда он лично неоднократно вылетал на разведку в глубь страны и принимал участие в воздушных боях. Отличный летчик-истребитель. Хороший организатор».

7 апреля 1940 года за проявленные героизм и отвагу награжден орденом «Красное Знамя».

По завершении боевых действий в марте 1940 года был назначен помощником командира 69-й истребительной авиабригады Одесского военного округа.

В марте 1941 года переведен командиром 69-й авиадивизии. Однако, фактически в должность не вступал, исполнял должность заместителя командира дивизии. Ее части в это время переходили на новую материальную часть – самолеты МиГ-3. В этой должности встретил начало Великой Отечественной войны.

12.11.1941–29.1.1942 подполковник (с 27.1.1942 – полковник) Кулдин командовал 146-й смешанной авиационной дивизией (сформирована из упр. 6 РАГ [разведовательная авиагруппа], где он был заместителем командира), входившей в состав Западного фронта. Части дивизии участвовали в Можайско-Малоярославской оборонительной операции, поддерживая действия наземных войск. В период с 14 по 20 ноября дивизия массированными ударами нанесла существенный урон 13-му армейскому корпусу врага, тем самым способствовала срыву наступления немецких войск с рубежа западнее Серпухова. 
С переходом Красной армии в контрнаступление в декабре 1941 года части дивизии поддерживали войска левого крыла Западного фронта в Тульской и Калужской наступательных операциях. Командуя дивизией Леонид Григорьевич оперативно руководил боевой работой полков. Входящие в состав дивизии полки произвели около 4000 самолето-вылетов на штурмовку живой силы и техники противника. 
В конце января 1942 года дивизия была обращена на формирование управления ВВС 49-й армии, а полковник Кулдин назначен командующим ВВС этой армии. В короткий срок сумел сколотить штаб ВВС армии оперативно перестроить боевую работу полков, исходя из задач, стоящих перед армией. В ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции 1942 г. авиачасти и соединения армии содействовали освобождению города Юхнов и выходу сухопутных войск на рубеж рек Угра и Ресса.

В мае на базе управления ВВС Западного фронта была сформирована 1-я воздушная армия. После этой реорганизации полковник Кулдин был назначен на должность заместителя командующего армией. С момента формирования 1-я воздушная армия поддерживала наступление войск Западного фронта на юхновском, гжатском и ржевском направлениях. В августе 1942 года части армии обеспечивали наступление войск фронта на ржевско-сычевском направлении.

Из наградного листа:
«В Отечественной войне участвует с 22.6.41г. В составе ВВС Запфронта с 16.11.41г. За период работы в частях Запфронта на должности командира авиадивизии, а затем Командующего ВВС 49-й Армии, тов. КУЛДИН показал себя энергичным, находчивым, решительным и волевым командиром-большевиком. Теоретически он был подготовлен хорошо. Летал на самолетах И-16 и ЯК-1. Имел налет 1500 часов на всех типах самолетов, из них ночью – 70 часов на И-16.
За период Отечественной войны имеет 10 боевых вылетов. Командуя 146-АД оперативно руководил боевой работой полков. Штаб дивизии работал четко и был действенным органом управления частями...
Командуя ВВС 49 Армии тов. КУЛДИН сумел в короткий срок сколотить штаб ВВС Армии и оперативно перестроить боевую работу полков, исходя из задач, поставленных перед ВВС Армии, давая конкретные и четкие указания в работе.
Как заместитель Командующего 1 Воздушной Армией правильно и умело мобилизовал части и личный состав на выполнение боевых задач. Повседневно боролся за укрепление Советской воинской дисциплины. Сам тов КУЛДИН являлся командиром высокой воинской культуры и дисциплинированности. Идеологически выдержан. Предан делу партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и Социалистической Родине.
8.8.1942г. [на самом деле – 7 августа] в составе звена истребителей он вылетел на линию фронта для непосредственного наблюдения за боевой работой нашей авиации. При выполнении задания ведомое им звено было встречено превосходящим количеством самолетов противника – 8-ю МЕ-109. Тов. КУЛДИН невзирая на численное превосходство противника смело вступил в бой. Во время атаки его самолет был подожжен, но тов. КУЛДИН уже на горящем самолете продолжал вести бой, и только лишь после того, как им лично был сбит один самолет МЕ-109 и когда дольше находиться на горящем самолете уже было нельзя, он выпрыгнул на парашюте, но ввиду низкой высоты парашют не раскрылся и тов. КУЛДИН погиб».

30 января 1943 – награжден орденом Ленина (посмертно).

Похоронен на Введенское кладбище в Москве.

Место катастрофы обследовано поисковиками ВПО «Память» в конце 90-х. Тогда был обнаружен номер поднятого из земли двигателя (3-482). В 2012 году был найден номер самолета (5083), процарапанный на оплетке фонаря кабины. В результате через оперсводки, хранящиеся в архиве, удалось увязать номера мотора и самолета с погибшим пилотом.


Памятный знак установлен группой "Прерванный полет", Александром Кудрявцевым, Владимиром Ершовым (ПО «Рейд») и Александром Пономаревым (ПО «Витязь») 30 сентября 2017 года.


 Макет мемориальной таблички разработан Анатолием Елисеевым  

Фотогалерея:

2 4 3 5 6 kuldin-2
55.88399, 35.16754
Красная звезда