Захаров Александр Александрович
Экипаж:
Захаров Александр Александрович (старший лейтенант, командир эскадрильи)Авиаполк:
162-й смешанный авиаполкДата катастрофы:
27 августа 1942 годаСамолет:
Як-1Дата установки:
21 июня 2020 годаМесто установки:
Смоленская область, Гагаринский районКем установлен:
МИГ "Прерванный полет" и ПО "Рейд"Место падения самолета Як-1 было обнаружено 31 марта 2014 года на основании архивных документов командой поисковиков из отрядов "Рейд" и "Надежда". В ходе проведения поисковых и исследовательских работ было установлено, что на этом самолете погиб командир 1-й эскадрильи 162-го смешанного авиаполка старший лейтенант Захаров Александр Александрович.
Александр Александрович Захаров родился в Москве в 1916 году. Местом призыва также числится Кировский район Москвы.
Кандидат в члены ВКП(б).
Был женат, жена - Захарова Екатерина Васильевна.
В феврале 1938 г. окончил Борисоглебскую школу летчиков в звании мл. лейтенант. С 20.12.38 г. - летчик, с 1940 г. - ст. летчик 6 ИАП.
В 1940 г. направлен на Дальний Восток. Служил в Бирманской авиашколе помощником командира отряда по строевой части. 21.03.42 г. назначен на должность заместителя командира АЭ 431 ИАП. В июле 1942 г. уже в звании ст. лейтенанта воевал в составе 162 САП в должности командира 1-й АЭ (истребительной).
27.08.42 г. участвовал в воздушном бою в районе Махотино (12 км сев. Самуйлово Кармановского района). Обстоятельства этого боя известны благодаря отчету командира 162-го САП подполковника Хитрова. Согласно его описанию, 27 августа 1942 года 162 смешанному авиаполку была поставлена задача: прикрывать войска в районе населенных пунктов Мясиково, Попово и Триселы. Для ее выполнения вылетели четыре экипажа на самолетах Як-1. Первая пара – командир авиаэскадрильи старший лейтенант А.А. Захаров и заместитель командира старший лейтенант А.А. Иванов. Вторая – штурман авиаэскадрильи старший лейтенант Л.И. Савченко-Львовский и командир звена лейтенант А. Бобров. В ходе выполнения задачи произошла встреча с группой противника, состоящей из восьми самолетов XШ-126, а позднее на поле боя появилось еще пять самолетов Ме-109. За время боя были сбиты два самолета противника и три наших Як-а. Бобров был тяжело ранен в левую ногу, но произвел посадку в районе населенного пункта Дор. Самолет сгорел. Летчик остался жив. Иванов же невредимым возвратился на свой аэродром. Савченко-Львовский, согласно тому же отчету, совершил лобовую атаку и таран, сбив один из самолетов. Самолет Савченко-Львовского разбит, летчик погиб.
По данным того же отчета, Александр Александрович в этом бою сбил немецкий Ме-109 (данные подтверждает начальник 5-го авиаотдела 5-ой Армии майор Захаров). Самому ему выжить тоже не удалось. От атаки другого Ме-109 Захаров резко ушел на посадку, в результате которой самолет был разбит.
Следует заметить, что в немецких документах, с которыми удалось ознакомиться поисковикам, потери истребительной авиации в этот день не указаны.
Согласно именному списку безвозвратных потерь 1-й Воздушной Армии от 9.10.1942 г. (ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 1685, л. 23.) ст. лейтенант Захаров был смертельно ранен и скончался в тот же день в районе деревни Махотино и был похоронен на кладбище 49 ОСБ недалеко от деревни.
21 июня 2020 года на месте падения самолета, на котором с боевого задания не вернулся старший лейтенант Александр Захаров, совместно с ПО "Рейд", был установлен памятный знак.
Макет мемориальной таблички разработан Елизаветой Александровной Немировой.
Основание-пирамидка изготовлен компанией "WELTPLAST".
Финансовая поддержка - компания "НефтеГазСтрой Центр"
Источники информации:
- Авиаторы Второй Мировой
- Четыре крылатых судьбы
- Результаты воздушного боя 27 августа 1942 г. ("Подвиг народа")
- ОБД "Мемориал"
- Память Народа
- Сведения Александра Кудрявцева (ПО "Рейд")
- ЦАМО, ф. 162 иап, оп. 19273, д. 1 ''Боевые донесения штаба полка''.