Сулоев Борис Александрович
Экипаж:
Старший сержант Сулоев Борис АлександровичАвиаполк:
521-й Истребительный авиаполкДата катастрофы:
9 августа 1942 годаСамолет:
Як-1 № 2040Мотор:
М-105 ПА 145-385Дата установки:
22 октября 2022 годаМесто установки:
Тверская область, Зубцовский районКем установлен:
МИГ "Прерванный полет" и ПГ "Огненное небо Зубцова"В ноябре 2005 года поисковым отрядом «След Пантеры» (г. Пустошка, Псковская область) на месте падения истребителя Як-1 в районе деревни Новое Карганово Зубцовского района тверской области был извлечен мотор М-105 № ПА 145-385. Со слов участников экспедиции, ими были обнаружены единичные фрагменты костных останков летчика, на основании был сделан вывод, что останки пилота были захоронены ранее.
По архивным данным, мотор 145-385 принадлежал истребителю Як-1 № 2040, принадлежавшего 521-му истребительному авиаполку и списанному как боевая потеря 13 августа 1942 года. Личность погибшего пилота оставалась неустановленной.
Только в 2020 году участникам общественного проекта «Огненное небо Зубцова», изучая архивные материалы по потерям 521-го ИАП, удалось установить, что самолетом управлял старший сержант Сулоев Борис Александрович, 08.08.1922 г.р., уроженец г. Пушкино Московской области, не вернувшийся с боевого задания 9 августа 1942 года.
В этот день 3 истребителя Як-1 521-го ИАП, прикрывавшие переправы наземных войск на р. Вазуза южнее Зубцова, были атакованы 4 Ме-109Ф. Самолет старшего сержанта Сулоева, подбитый двумя Ме-109, которые атаковали его сверху-сзади, со снижением вышел из боя и на свой аэродром не вернулся…
К этому времени ушли из жизни командир ПО «След Пантеры» М. Романов и местный житель, показавший ему место падения самолета, и сведения о нем были утрачены.
В результате неоднократных поисков, предпринятых командой проекта «Огненное небо Зубцова», в апреле 2021 года место падения самолета было обнаружено.
В отвале от работы экскаватора были обнаружены два позвонка, фрагменты других костей и каблук сапога летчика. Стало ясно, что никто захоронением останков пилота ранее не занимался, и при извлечении мотора в ноябре 2005 года они не были замечены…
По счастливому стечению обстоятельств оказалось, что летчика Сулоева Б.А. с 2007 года разыскивают через программу «Жди меня» телеканала НТВ родственники и школа в г. Пушкино Московской области, где он учился.
Обнаруженное место гибели пилота посетили его родственники и школьники. Сюжет, посвященный Борису Сулоеву, был показан в программе «Жди меня» 10 мая 2022 года.
С 28 по 30 мая сводная группа поисковых отрядов «Победа» (г. Москва), «Звезда» (п. Погорелое Городище), «Катюша» (г. Москва) работала на месте падения самолета. В результате были обнаружены многочисленные фрагментированные костные останки пилота, и высотный корректор мотора М-105 с номером ПА 145-385.
7 августа 2021 года в Погорелом Городище на Аллее летчиков состоялось торжественное захоронение останков погибшего летчика с отданием духовных и воинских почестей. В траурной церемонии приняла участие внучатая племянница Бориса Сулоева – Ирина Переломова, которой поисковики передали на вечное хранение номерную деталь мотора самолета.
Памятный знак на месте катастрофы был установлен 22 октября 2022 года МИГ "Прерванный полет" и ПГ "Огненное небо Зубцова".
Макет мемориальной таблички разработан Елизаветой Александровной Немировой
Финансовая поддержка ФПАД России
Основание-пирамидка изготовлена компанией "WELTPLAST"
Источники информации:
- сведения Игоря Орлова