Сулоев Борис Александрович

Сулоев Борис Александрович
Да

Экипаж:

Старший сержант Сулоев Борис Александрович

Авиаполк:

521-й Истребительный авиаполк

Дата катастрофы:

9 августа 1942 года

Самолет:

Як-1 № 2040

Мотор:

М-105 ПА 145-385

Дата установки:

22 октября 2022 года

Место установки:

Тверская область, Зубцовский район

Кем установлен:

МИГ "Прерванный полет" и ПГ "Огненное небо Зубцова"

В ноябре 2005 года поисковым отрядом «След Пантеры» (г. Пустошка, Псковская область) на месте падения истребителя Як-1 в районе деревни Новое Карганово Зубцовского района тверской области был извлечен мотор М-105 № ПА 145-385. Со слов участников экспедиции, ими были обнаружены единичные фрагменты костных останков летчика, на основании был сделан вывод, что останки пилота были захоронены ранее.

По архивным данным, мотор 145-385 принадлежал истребителю Як-1  № 2040, принадлежавшего 521-му истребительному авиаполку и списанному как боевая потеря 13 августа 1942 года.  Личность погибшего пилота оставалась неустановленной.

Только в 2020 году участникам общественного проекта «Огненное небо Зубцова», изучая архивные материалы по потерям 521-го ИАП, удалось установить, что самолетом управлял старший сержант Сулоев Борис Александрович, 08.08.1922 г.р., уроженец г. Пушкино Московской области, не вернувшийся с боевого задания 9 августа 1942 года.

В этот день 3 истребителя Як-1 521-го ИАП, прикрывавшие переправы наземных войск на р. Вазуза южнее Зубцова, были атакованы 4 Ме-109Ф. Самолет старшего сержанта Сулоева, подбитый двумя Ме-109, которые атаковали его сверху-сзади, со снижением вышел из боя и на свой аэродром не вернулся…

К этому времени ушли из жизни командир ПО «След Пантеры» М. Романов и местный житель, показавший ему место падения самолета, и сведения о нем были утрачены.

В результате неоднократных поисков, предпринятых командой проекта «Огненное небо Зубцова», в апреле 2021 года место падения самолета было обнаружено.

В отвале от работы экскаватора были обнаружены два позвонка, фрагменты других костей и каблук сапога летчика.  Стало ясно, что никто захоронением останков пилота ранее не занимался, и при извлечении мотора в ноябре 2005 года они не были замечены…

По счастливому стечению обстоятельств оказалось, что летчика Сулоева Б.А. с 2007 года разыскивают через программу «Жди меня» телеканала НТВ родственники и школа в г. Пушкино Московской области, где он учился.

Обнаруженное место гибели пилота посетили его родственники и школьники. Сюжет, посвященный Борису Сулоеву, был показан в программе «Жди меня» 10 мая 2022 года.

С 28 по 30 мая сводная группа поисковых отрядов «Победа» (г. Москва), «Звезда» (п. Погорелое Городище), «Катюша» (г. Москва) работала на месте падения самолета. В результате были обнаружены многочисленные фрагментированные костные останки пилота, и высотный корректор мотора М-105 с номером ПА 145-385.

7 августа 2021 года в Погорелом Городище на Аллее летчиков состоялось торжественное захоронение останков погибшего летчика с отданием духовных и воинских почестей. В траурной церемонии приняла участие внучатая племянница Бориса Сулоева – Ирина Переломова, которой поисковики передали на вечное хранение номерную деталь мотора самолета.

Памятный знак на месте катастрофы был установлен 22 октября 2022 года МИГ "Прерванный полет" и ПГ "Огненное небо Зубцова".


Макет мемориальной таблички разработан Елизаветой Александровной Немировой
Финансовая поддержка ФПАД России
Основание-пирамидка изготовлена компанией "WELTPLAST"

Источники информации:

  1. сведения Игоря Орлова

Дополнительная информация:

  1. Отчет ПГ "Огненное небо Зубцова"

Фотогалерея:

IMG_0554 IMG_0541 IMG_0549 IMG_0553
56.11034, 34.76740
Красная звезда