Экипаж Хавкина Н.Л.

Да
Экипаж:
Лейтенант Хавкин Нахим Лазаревич (пилот)Лейтенант Годунов Алексей Федорович (стрелок-бомбардир)Старший сержант Борода Яков Степанович (воздушный стрелок-радист)Авиаполк:
80-й скоростной бомбардировочный авиаполкДата катастрофы:
9 июня 1941 годаСамолет:
ДБ-3Ф № 1332Мотор:
М-87Б № 3003 и № 2081Дата установки:
31 августа 2024 годаМесто установки:
Архангельская область, Приморский районКем установлен:
МИГ "Прерванный полет"По полученной от МИГ «Прерванный полет» и исследователя истории авиации Андрея Копыткова (г.Мурманск), летом 2019 года силами мемориально-исследовательской команды «Штык решает» совместно с журналом «Поморская столица» было обследовано место падения бомбардировщика ДБ-3Ф. По найденному серийному номеру самолета (№1332) удалось установить, что на этом самолете в результате столкновения в воздухе с самолетом старшего лейтенанта Кучуева погиб экипаж:
- летчик младший лейтенант Нохим Лазаревич Хавкин, 1916 г.р.
- воздушный стрелок-радист старший сержант Яков Степанович Борода, 1920 г.р.
- стрелок-бомбардир лейтенант Алексей Федорович Годунов, 1915 г.р.
Согласно «Аварийному акту», 9 июня 1941 года эскадрилья 80-го СБАП в составе восьми экипажей выполняла полеты по учебно-боевой подготовке. При выполнении упражнения стрельбы из фотокинопулемета в 10:35 произошло столкновение самолетов помощника командира эскадрильи старшего лейтенанта Кучуева и летчика младшего лейтенанта Хавкина. Несмотря на то, что за выполнением задания наблюдали с земли, момент столкновения остался незамеченным, и о произошедшей катастрофе стало известно только по столбам дыма, поднявшимся над кромкой леса.
Из донесения начальника ВВС АВО генерал-майора Т. И. Буторина: «Самолет старшего лейтенанта Кучуева ударил сверху винтом левого мотора по фюзеляжу, а левой плоскостью — по килю самолета Хавкина, что подтверждается найденным обломком винта в хвостовом оперении самолета Хавкина и следами краски на балансире руля поворота. У самолета младшего лейтенанта Хавкина в воздухе был отрублен хвост по рубке стрелка-радиста (по 24-й шпангоут фюзеляжа) винтом левого мотора самолета Кучуева. Очевидно, при ударе винтом по фюзеляжу самолет Кучуева одновременно носовой частью ударил и в бензобаки самолета Хавкина. Это может быть основанием предполагать, что самолет Хавкина загорелся в воздухе. Самолет Хавкина, неуправляемый, перешел в отрицательное пикирование (110–120 градусов) и, ударившись о землю, сгорел. <…> Есть основание предполагать, что самолет Кучуева одновременно нанес удар носовой частью и правым мотором по правой плоскости самолета Хавкина. Вследствие чего самолет Кучуева получил большое повреждение, перешел в пикирование до 65–70 градусов с левым креном, врезался в землю и сгорел».
Большую помощь в организации экспедиции оказали Андрей Кладов, который хорошо знаком с правобережьем Северной Двины выше Новодвинска, и глава Кехотского сельского поселения Любовь Сергеевна Колтовая.
31 августа 2024 года на месте катастрофы бомбардировщика ДБ-3 Ф силами мемориально-исследовательской группы «Прерванный полет» был установлен памятный знак.
Макет мемориальной таблички разработан Елизаветой Александровной Немировой
Финансовая поддержка - компания "НефтеГазСтрой Центр"
Основание-пирамидка изготовлена компанией "WELTPLAST"
Координаты указаны приблизительно!
64.281886, 41.060358
Красная звезда