Экипаж Кучуева А.К.

Экипаж:
Старший лейтенант Кучуев Андрей Кириллович (заместитель командира АЭ)Лейтенант Рыбицкий Николай Сергеевич (стрелок-бомбардир)Сержант Бизин Николай Дмитриевич (воздушный стрелок-радист)Авиаполк:
80-й скоростной бомбардировочный авиаполкДата катастрофы:
9 июня 1941 годаСамолет:
ДБ-3Ф № 1813Мотор:
М-87Б № 1777 и № 1789Дата установки:
31 августа 2024 годаМесто установки:
Архангельская область, Холмогорский районКем установлен:
МИГ "Прерванный полет"О катастрофе двух бомбардировщиков ДБ-3Ф в районе села Кехта Приморского района Архангельской области, которая произошла незадолго до начала Великой Отечественной войны, поисковикам из команды «Штык решает» (рук. Алексей Сухановский, г. Архангельск) было известно еще с середины 90-х годов. Однако для проведения поисковых работ не хватало более точной локализации расположения мест падений самолетов.
Благодаря мурманскому поисковику-исследователю Андрею Копыткову и мемориально-исследовательской группе «Прерванный полет» удалось существенно сузить квадрат поиска и узнать обстоятельства катастрофы.
Согласно «Аварийному акту», 9 июня 1941 года эскадрилья 80-го СБАП в составе восьми экипажей выполняла полеты по учебно-боевой подготовке. При выполнении упражнения стрельбы из фотокинопулемета в 10:35 произошло столкновение самолетов помощника командира эскадрильи старшего лейтенанта Кучуева и летчика младшего лейтенанта Хавкина. Несмотря на то, что за выполнением задания наблюдали с земли, момент столкновения остался незамеченным, и о произошедшей катастрофе стало известно только по столбам дыма, поднявшимся над кромкой леса.
Из донесения начальника ВВС АВО генерал-майора Т. И. Буторина: «Самолет старшего лейтенанта Кучуева ударил сверху винтом левого мотора по фюзеляжу, а левой плоскостью — по килю самолета Хавкина, что подтверждается найденным обломком винта в хвостовом оперении самолета Хавкина и следами краски на балансире руля поворота. У самолета младшего лейтенанта Хавкина в воздухе был отрублен хвост по рубке стрелка-радиста (по 24-й шпангоут фюзеляжа) винтом левого мотора самолета Кучуева. Очевидно, при ударе винтом по фюзеляжу самолет Кучуева одновременно носовой частью ударил и в бензобаки самолета Хавкина. Это может быть основанием предполагать, что самолет Хавкина загорелся в воздухе. Самолет Хавкина, неуправляемый, перешел в отрицательное пикирование (110–120 градусов) и, ударившись о землю, сгорел. <…> Есть основание предполагать, что самолет Кучуева одновременно нанес удар носовой частью и правым мотором по правой плоскости самолета Хавкина. Вследствие чего самолет Кучуева получил большое повреждение, перешел в пикирование до 65–70 градусов с левым креном, врезался в землю и сгорел».
В материалах, предоставленных группой «Прерванный полёт», поисковикам из Архангельска, помимо детального описания катастрофы, были достаточно точно указаны места, где после столкновения упали самолеты. Можно было начинать поиск.
Летом 2019 года мемориально-исследовательская команда «Штык решает» совместно с журналом «Поморская столица» отправилась на поиски следов катастрофы двух бомбардировщиков.
Большую помощь в организации экспедиции оказали Андрей Кладов, который хорошо знаком с правобережьем Северной Двины выше Новодвинска, и глава Кехотского сельского поселения Любовь Сергеевна Колтовая. Она заранее опросила местных жителей и познакомила поисковиков с охотником-промысловиком Константином Евгеньевичем Леонтьевым из деревни Боры. Он подробно объяснил, как добраться до мест, где в 1941 году разбились самолёты.
Следуя точным указаниям и ориентирам, предоставленным Константином Евгеньевичем, участники экспедиции без труда нашли место, где 9 июня 1941 года в результате падения бомбардировщика ДБ-3Ф № 1813, оснащённого моторами М-87Б № 1777 и 1789, погиб экипаж :
- зам. командира эскадрильи старший лейтенант Андрей Кириллович Кучуев, 1909 г.
- стрелок-бомбардир лейтенант Николай Сергеевич Рябицкий (Рыбицкий), 1919 г.
- воздушный стрелок-радист старший сержант Константин Андреевич Бызин (Бизин), 1919 г.
Местные жительницы Вера Васильевна Матюха и Лидия Васильевна Буланова были свидетелями трагедии: «Это был понедельник, как раз почти за две недели до начала войны. Когда самолеты упали в лес, останки погибших летчиков на подводах с лошадьми вывозили наши односельчане. Трех человек, насилу собрав в обломках, похоронили на сельском кладбище у окраины деревни Бор. До недавних времен там еще значились фамилии».
Более подробный опрос очевидцев позволил предположить, что речь идёт о членах экипажа старшего лейтенанта Кучуева.
31 августа 2024 года на месте катастрофы бомбардировщика ДБ-3 Ф силами мемориально-исследовательской группы «Прерванный полет» был установлен памятный знак.
Макет мемориальной таблички разработан Елизаветой Александровной Немировой
Финансовая поддержка - компания "НефтеГазСтрой Центр"
Основание-пирамидка изготовлена компанией "WELTPLAST"
Координаты указаны приблизительно!